В период феодальной раздробленности XVI—XVIII вв. Кабарда сегментировалась на ряд феодальных уделов, получивших в русских источниках названия Большая Кабарда и Малая Кабарда.
В 70-е годы (XVI века), несмотря на неудачную астраханскую экспедицию, крымцы и османы сумели восстановить свое влияние в регионе. Русские были вытеснено из него более чем на 100 лет. Правда, они продолжали считать западнокавказских горцев, адыгов и абазин, своими подданными, но это сути дела не меняло. Горцы и понятия об этом не имели, как в свое время азиатские кочевники не подозревали, что Китай считает их своими подданными.[15].
В 1708 году кабардинцы разбили в Канжальской битве войска крымцев.
О дальнейшей истории читаем Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX века:
1722 год — Во время персидского похода Петра I, кабардинцы, несмотря на угрозы крымского хана, стояли на стороне России; последняя усердно заботилась о сохранении дружественных отношений к Кабардинцы, которые держали в зависимости все соседние горские племена — ингушей, осетин, абазинцев — и владели всеми дорогами, ведущими с плоскости к наиболее удобному перевалу через Главный Кавказский хребет.
1739 год — По Белградскому миру Россия отказалась от своих исторически сложившихся отношений к Кабарде, которая объявлена была свободной (вольной, независимой) и должна была служить буфером между Россией и Турцией[16].
Таким образом, начиная с 1739 года, кабардинцы юридически не были под властью России, Турции или кого-либо ещё; Кабарда была объявлена вольной — независимой (нейтральной), что, конечно, не препятствовало кабардинским аристократам наниматься на службу русскому царю.
В Смутное время кабардинский князь Сунчалей Янглычевич организовал сопротивление окопавшемуся в Астрахани атаману Заруцкому, за что впоследствии получил благодарность от царя Михаила.