Шутки - шутками, а европейцы в шоке. Несколько дней как из Испании. Там народ всеми правдами и неправдами старается снять деньги из испанских банков и положить "под подушку".
С Кипра пытаются вывезти деньги в обход запретов: людей с наличными деньгами задерживают в аэропорту, полиция усиливает охрану в портах. Одна из схем — перевод денег из банков Laiki и Bank of Cyprus в менее проблемный Hellenic Bank. Неофициальное содействие в этом обойдется в 20% от суммы замороженного вклада. «Финансовый сектор полностью разрушен. Им осталось только продавать солнце», — констатируют потерпевшие от списаний российские бизнесмены.
Ограничения на движение капитала, сопровождающие открытие банков на Кипре, уже дают сбои. Владельцы крупных сумм предпринимают попытки вывезти их за границу. Как минимум три человека были задержаны в последние недели при попытке вывезти более 200 000 евро, пишет Financial Times. Деньги во всех трех случаях были конфискованы, а задержанные допрошены полицией.
С четверга из страны можно вывезти не более 1000 евро наличных (или эквивалента в другой валюте). Проведение безналичных операций внутри страны возможно только с суммами не более 5000 евро. Для перевода денег от 5001 евро до 200 тыс. евро необходимо получение разрешения специальной комиссии центробанка, оно дается в течение суток. Решения о проводках свыше 200 тыс. евро принимаются ЦБ в индивидуальном порядке. Снимать со счетов можно не более 300 евро в день. Эта сумма может быть больше, если в предыдущий день лимит не был выбран. Чеки, выпущенные расположенными на Кипре банками, не принимаются.
Полиция города Лимассол ввела усиленный контроль в порту, чтобы воспрепятствовать вывозу наличных по морю.
Российский бизнесмен Сергей Тюленев рассказал FT, что в четверг ему позвонили и предложили помочь перевести более 1 млн евро из банка Laiki. Laiki, самый проблемный банк Кипра, будет ликвидирован, все депозиты свыше застрахованных 100 000 евро подвергнутся списаниям до 40–60%. Второй проблемный банк — Bank of Cyprus, его ожидает реструктуризация и также списание по незастрахованным депозитам.
Людям, у которых зависли деньги в этих двух банках, предлагают неофициальное содействие в переводе на счета в менее проблемный Hellenic Bank.
«Мне предлагалось заплатить за это 200 000 евро вперед. Я отказался», — пояснил Тюленев.
Непонятно, есть ли у предлагавших реальная возможность перевести деньги. Но у лиц, наделенных властью, была возможность вывести наличные из двух проблемных банков, даже когда они были закрыты. Эти факты сейчас расследует Брюссель. «Даже сейчас идет отток средств с Кипра, — говорил FT один высокопоставленный чиновник еврозоны перед открытием банков. — Я уверен, что это «друзья». И не обязательно только русские». Активный вывод средств начался за несколько недель до закрытия банков и утверждения плана предоставления финансовой помощи Кипру.
За февраль, по данным кипрского центробанка, 18% депозитов, открытых жителями других стран еврозоны, были выведены за рубеж.
Депутат Димитрис Силлурис потребовал расследования относительно владельцев счетов, переводивших крупные суммы за границу особенно в последние недели перед закрытием банков 16 марта. Это не противозаконно, но подозрительно, считает Силлурис: некоторые были оповещены, что переговоры о плане спасения могут впервые с начала финансового кризиса привести к ограничению банковских операций. «Политики, разный народ, да и сами банкиры не лучше», — перечислил Силлурис.
«Лимассол, вероятно, пострадает больше всего остального Кипра из-за русских, — считает сотрудник местной почты Михалис Гавриалидис, беседовавший с FT. — В Лимассоле обосновались не только миллиардеры, но и просто бизнесмены. Я не буду удивлен, если они заберут все свои деньги и уедут отсюда. Разве вы на их месте не поступили бы так же?» В Лимассоле, в отличие от Никосии, не было уличных протестов, поскольку люди покорились судьбе, рассуждает он. «У нас спокойно, потому что мы цивилизованны. Это решение не в наших руках. Мы знаем, что в любом случае понесем тяжелые потери», — констатирует Гавриалидис.
Владелец издательства в России и караоке-бара в Лимассоле Юрий Шапиро, встреченный корреспондентом FT на пляже отеля Le Meridien, рассказал, что приехал на Кипр, только чтобы узнать, что его счет в Laiki на семизначную сумму сократился до 94 000 евро. Остальное пошло на рекапитализацию Bank of Cyprus. «Финансовый сектор был полностью уничтожен», — говорит он. Финансовый сектор составляет 70% ВВП Кипра. «Теперь им осталось только продавать солнце», — заключает Шапиро.