"Очистка форсунок
Рабочим элементом современных систем впрыска топлива являются инжекторы (форсунки) с электромагнитным клапаном.
При работе двигателя на топливе даже хорошего качества система впрыска (в том числе и форсунки) постепенно загрязняется.
Содержащиеся в бензине «посторонние» химические элементы и их соединения - сера, бензол, олефин и т. д. при давлении впрыска
(3 атм.) и рабочей температуре мотора (80-100 °С) превращаются в лаковые и трудно смываемые смолистые отложения. А использование
некачественного бензина ускоряет процесс засорения инжекторов. В итоге это приводит к ухудшению работы двигателя - снижается его
мощность и приемистость, работа на холостом ходу становится неустойчивой, возникают провалы в режиме разгона, увеличивается
токсичность отработавших газов, сокращается срок службы лямбда-зонда и катализатора. В засоренной форсунке уменьшается
производительность, изменяются направление и форма факела распыла, возможно даже полное прекращение топливоподачи.
На практике при использовании бензинов европейского качества инжекторы практически не требуют чистки. Тем не менее, многие
автоопроизводители рекомендуют менять их через каждые 120-140 тыс. км пробега, независимо от технического состояния.
В случае использования топлива, производимого на территории СНГ, необходимость чистки инжекторов может возникнуть уже через
10-20 тыс. км. Засорение форсунок становится заметным с наступлением холодов, когда испаряемость бензина ухудшается: появляются
проблемы с пуском непрогретого двигателя, провалы в его работе и т. д.
Существует несколько способов чистки инжекторов в зависимости от степени загрязнения системы топливоподачи, износа двигателя
и многого другого. «Терапевтический» метод предполагает заливку в бензобак чистящей присадки. Флакон такой жидкости емкостью
0,25-0,35 л рассчитан на 60-80 л топлива. При движении автомобиля в спокойном режиме вредные отложения в элементах системы впрыска
постепенно растворяются.
Рекомендуемая периодичность проведения такой чистки составляет 3—4 тыс. км. Она хороша для поддержания чистоты инжектора и
всей топливной системы нового автомобиля и машин с небольшим пробегом.
В автомобилях же с сильно загрязненной системой впрыска такая чистка может привести к противоположному результату. Отмытая
грязь в этом случае попадает в форсунки, засоряя их еще больше, из-за чего часто возникает необходимость их демонтажа и чистки
иными способами. Кроме того, высока вероятность засорения и дальнейшего ускоренного износа электрического топливного насоса, в
который попадает вся вымытая из бака грязь.
Чистить инжектор можно, не снимая его с двигателя. Для этого применяют специальные установки и промывочные жидкости. С помощью
переходных штуцеров установку подключают к инжекторной «линейке» мотора, исключая из «оборота» бензобак машины, ее топливный насос,
топливный фильтр и топливопроводы. Запущенный двигатель 30-45 минут работает на смеси бензина и промывочной жидкости, которая
подается из установки под давлением 3 атм. согласно техническим параметрам автомобиля. Свойства чистящей жидкости таковы, что
раскисшие загрязнения «прогоняются» сквозь форсунки и сгорают в цилиндрах двигателя.
Качество промывки определяется по косвенным признакам: восстановлению устойчивой работы двигателя на холостых оборотах,
снижению уровня СО и т.д. Во многих случаях такой метод чистки позволяет восстановить нормальную работу инжектора.
Но сильно загрязненные форсунки все же приходится снимать с двигателя и прочищать отдельно.
Промывка на машине удобна в случае, если демонтаж форсунок затруднен. Для этого необходимо удалять часть навесного
оборудования двигателя (например, снимать впускной коллектор). После очистки форсунок на двигателе определенное количество
промывочной жидкости остается в «линейке» инжектора и масляной системе, поэтому после промывки рекомендуется проехать 10-15 км в
форсированном режиме работы мотора, а затем сменить масло и масляный фильтр. Из-за этою применение данного метода требует
значительных временных и финансовых затрат. Сократить их можно, совместив промывку инжектора и плановую замену масла.
Наилучший результат дает чистка демонтированного инжектора на специальном стенде, где сравниваются производительность,
форма факелов и качество распыла каждой форсунки до и после промывки. Система управления стенда имитирует работу инжекторов на
двигателе с тем лишь отличием, что вместо топлива через них протекает промывочная жидкость. В результате происходит эффективное разрушение загрязнений
каналов форсунки и промывка ее сетчатого фильтра. Стенд позволяет также определить изменение электрических и механических параметров форсунок,
на основании чего принимается решение о целесообразности их очистки, дальнейшего использования или замены.
Производительность форсунок определяется как до, так и после промывки. Если после очистки производительность форсунок разная
(более чем на 10%), их рекомендуют заменить поштучно или вместе. После промывки может выясниться, что электромагнитный клапан
вследствие износа полностью не закрывается, поэтому форсунка «течет» в момент отсутствия импульса. Это является причиной
перерасхода топлива, увеличения нагара на клапанах и поршнях и т.д. Такая форсунка также подлежит замене.
Индивидуальная очистка форсунок на стенде дает максимальный эффект, намного превосходящий «народные методы» - отмачивание в
керосине, ацетоне, солярке и т.д.
Также существуют установки, чистящие снятые инжекторы в ультразвуковой ванне. Применение такого способа тоже дает хорошие
результаты и позволяет восстанавливать работоспособность форсунок, но ультразвук может повредить изоляцию обмоток форсунок, а так же
существует вероятность того, что при большом загрязнении полостей, разбитые кусочки не смогут пройти сквозь клапан, что может привести к заклиниванию клапана.
Во входном штуцере форсунки установлен корзинчатый сетчатый фильтр из капрона. В некоторых случаях промывка на стенде не дает
эффекта из-за засорения фильтра мельчайшими нерастворимыми включениями, в том числе металлической пылью (например, от износа
деталей топливного насоса). Конструкция большинства типов форсунок позволяет заменить забитый корзинчатый фильтр новым
(предварительно необходимо приобрести ремкомплект форсунок. В него входят новый микрофильтр и уплотнительные кольца). Старый фильтр
извлекается из форсунки при помощи механического съемника. "