Большинство Россиян не слышали о "креативном классе" и не понимают, что означает этот термин, утверждают специалисты Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), опросив 11-14 апреля более 1000 респондентов в различных регионах страны.
Судя по данным исследования, предоставленным "Ведомостям", знают об этом понятии или что-то слышали о нем лишь 17% Россиян, причем чаще всего - москвичи (31%), люди с доходами выше среднего (27%), респонденты в возрасте от 45 до 60 лет (25%), а также люди с высшим образованием (24%).
Никогда не слышали о "креативном классе" 93% респондентов, не имеющих постоянного дохода, 90% молодых людей (в возрасте до 30 лет), 89% - с образованием не выше среднего, столько же - сельских жителей.
Судя по результатам опроса ФОМ, представления о "креативном классе" тех, кто знает или слышал об этом термине, весьма расходятся. Кто-то считает, что это - "творческий класс", "класс, позволяющий себе неординарные решения". Некоторые думают, что речь идет об "успешных людях, например из шоу-бизнеса", олигархах и золотой молодежи. Находятся респонденты, которые считают: под "креативным" подразумевается средний класс. Встречаются мнения, что речь идет о тех, кто выходил на митинги в 2012-м.
Отношение к "креативному классу" так же разнятся: некоторые респонденты считают, что "это люди, которые выпячивают себя всячески", "смотрят свысока на окружающих", "раковая опухоль государства, которая ничего не производит". Есть и те, кто считает термин "выдумкой политологов", что "такого класса не существует, а те, кто так себя называет, офисный планктон".
О креативном классе не так давно говорил Владимир Путин. "Отдельно хочу сказать о социальной сфере. За специалистами, работающими здесь, закрепилось казенное определение "бюджетники". Это, однако, те люди, которые имеют хорошее образование, квалификацию, а по содержанию своего труда, культурным потребностям, социальной активности они - часть так называемого креативного класса", - сказал президент в конце прошлого года в послании Федеральному собранию.
"Креативный класс - это понятие, которое на самом деле является идеальной конструкцией, во всяком случае для нашей страны. Однако, объективные критерии, признаки принадлежности к креативному классу на сегодняшний день для российского общества не выработаны, хотя было сделано несколько попыток", - утверждает Катерина Кожевина, социолог, координатор проектов ФОМ. Она напоминает, что по аутентичному определению Ричарда Флориды, креативный класс - это авангард постиндустриальной экономики.
"Сущность профессиональной деятельности креативного класса - это производство новых идей, новых технологий, нового содержания, новых форм и т.д. Но важно, что за это представитель креативного класса получает деньги, отмечает Кожевина. - То есть, если на досуге условная Мэри занимается плетением из бисера для себя и своих друзей, то вряд ли ее можно отнести к креативному классу".
"В России, как видно из нашего исследования, само выражение чуждо общественному сознанию и используется только небольшой группой журналистов и исследователей. И иногда спекулятивно - креативному классу приписываются качества высшего морального свойства, как гражданское самосознания, социальная ответственность, - полагает эксперт ФОМа. - На мой взгляд, если обратиться к структуре российского общества, то доля "креативного класса", как потенциальных создателей нового, не превышает 20%. Если посмотреть на структуру занятости, то в нашей выборке оказывается около 6% руководителей и 14% специалистов, которые теоретически по роду своей деятельности могут быть креативным классом. Основную же долю в структуре занятости российского общества составляют неработающие пенсионеры (27%) и рабочие(24%)".
Руководитель центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская считает, что такого понятия как "креативный класс" в России не существует в принципе: "Есть интеллигенция, к которой в наши дни можно отнести и высокообразованные представители сферы IT", считает она. Крыштановская критически относится к "умножению понятий". Что же до известных митингов 2012 г., то, по данным ее исследования, большинство (65%) выходивших протестовать на московские площади составили студенты и молодая интеллигенция.