Сегодня производил операции , и в обменниках и в банках горели курсы валют.
— А если говорить о спокойном прогнозе, какого курса рубля ожидаете?
— Если вдруг произойдет чудесное устранение санкционных рисков и будет снята неопределенность или санкции будут приняты и выяснится, что ничего страшного не заложено (в отношении законопроекта об «адских санкциях» будут обойдены российские банки и госдолг), то при цене на нефть в $60 за баррель курс доллара может находиться на уровне 60 рублей и ниже.
Если санкционная тематика будет развиваться в негативном ключе (мы получим санкции на госдолг, несколько банков), то, скорее всего, доллар будет ближе к 80 рублям.
Конечно, будет важно, что происходит с нефтью, так как под конец года вырисовалась не очень благоприятная картина. Мы видим замедление мировой экономики и, как следствие, ослабление спроса, а также то, что итоги развития сланцевой отрасли в США превзошло ожидания, а в следующем году запускаются новые трубопроводы со сланцевых месторождений, увеличиваются возможности для сбыта. На фоне этого мы видим смятение в рядах ОПЕК+ и неготовность идти на резкое сокращение добычи.
Поэтому на нефтяном рынке есть риски дисбалансов и серьезного падения цен. $40 за баррель в следующем году меня совсем не удивят.
— Вы учитываете какие-то фантастические прогнозы или «черных лебедей»?
— Суть «черных лебедей» как раз в том, что их никто не мог представить. На фантастические прогнозы у меня не хватает фантазии. Хотя модно рассуждать о теме изменения климата, но эта проблема считается одной из ключевых и долгосрочных, но она, скорее, интересна для ученых, она быстро не проявляется. Но думаю, что самые главные риски для мира – это риски, связанные с традиционными войнами. Эти риски никто сейчас не закладывает, но это может «выстрелить» и привести к драматическим последствиям.