Что было до этого:
Грузия, Мы обязательно вернемся Мы выбираем путь... С чего начинается путешествие? Любое путешествие начинается с идеи. Идеи могут быть разные. Ну например: 1. Мечта жизни «Увидеть Париж и умереть» (или от счастья или от долгов), 2. Плановые «Куплю я остров в океане, а на сдачу слетаю в космос», 3. Спонтанные, т.е. что-то где-то прочитал, услышал то, о чем раньше не задумывался и тебя зацепило.
Именно третий вариант снова был положен в идею маршрута (когда-то это была Исландия, теперь Грузия). Слегка приболев зимой, и получив незапланированное свободное время, начал просто читать отчеты «кто, где, зачем, о чем и почем» и тут обратил внимание на то, что из кучи прочитанных отчетов о посещении Грузии я встретил только один «условно негативный», во всех остальных был сплошной позитив. Это и определило следующую цель.
Из далекого детства вспоминается песня: «Вместе весело рулить по просторам, по просторам, по просторам. И конечно выпивать лучше хором, лучше хором, лучше хором». Исходя из этого и из чувства самосохранения, предпочитаю отправляться в далекие поездки 2-3 автомобилями. Меньше двух машин плохо с точки зрения «если что случится», больше трех – возникает «болезнь роста» (ну кто учил МЛФ, тот поймет).
Итого: на пару недель, московское отделение Прадо-клуба уменьшилось на три семейные пары ( gorvi, electrovovik, Nik353) и парочку автомобилей – Прадик 95 (Мурзик) и Лексус 470. Забегая вперед скажу, что вся эта дружная гопкомпания в Тбилиси устроили товарищеский матч по виноболу и метанию хинкали с нашим другом Marelisi на 120 Прадике, но об этом немного позже. У каждого свои задачи и свой формат путешествий. Кто-то «доехал, упал на пляж и баста», другой стремится «накрутить как можно больше км», а мы хотели без спешки увидеть максимально возможное.
По Грузии сейчас достаточно материалов, в т.ч и на русском языке, да и переводчики текстов работают достаточно сносно. Изучив отчеты, карту, рекомендации пришел к выводу: «Грузию можно увидеть минимум за три поездки по 2 недели каждая, и то, при условии, что на лежание на пляже выделяется не более 2-3 дней (не в каждой поездке, а в целом). Правда этого времени достаточно, чтобы на 2-3 дня заехать в Армению, посетить озеро Севан, увидеть гору Арарат (если погода позволит).
Посещение Азербайджана в мои планы не входило и не входит. Азербайджан интересное государство, со своей историей, красивыми местами, замечательными людьми, но…размеры коррупции чиновников зашкаливают за все мыслимые пределы. Это относится и к таможенникам и полицейским. Еще в 1998г., улетая из Баку я дал слово, что вернусь только тогда, когда что-то изменится в лучшую сторону в вопросе «произвола чиновников». Увы, судя по отчетам и поездкам друзей пока ничего не изменилось. Ну разве что в новом аэропорту перестали нагло вымогать деньги по сравнению с тем, что было в старом.
Вернемся к Грузии. Целью первой поездки было подробное изучение двух районов Грузии – Кахетии и Тушетии, с заездом на 1-2 дня в Тбилиси. На большее времени не хватало. План маршрута приведу позже, но сразу хочу сказать, что все рассчитано было верно как по времени, так и по расстоянию. Было одно сомнение, насчет планов второго дня и оставался неопределенным один важный вопрос, что и внесло некоторые коррективы в маршрутный лист накануне отъезда, но все эти изменения были «прямо в кассу».
В настоящее время, гражданам России виза в Грузию не нужна, достаточно загранпаспорта. На всякий случай мы брали медицинскую страховку (не потребовалась, все оказались живучими). ОСАГО (или гринкарта) на автотранспорт в Грузии не нужны.
ПУТИ – ДОРОГИ!
Попасть в Грузию непосредственно из России можно только через погранпереход «Верхний Ларс», а для начала надо доехать до Владикавказа. Из Москвы во Владикавказ можно попасть двумя основными путями: 1. По М4 через Ростов 1800км, 2. По М6 через Волгоград тоже 1800-1900км в зависимости от того, как ехать после Элисты.
Помятуя о пробках на М4, имея друзей в Тамбове и Волгограде и учитывая, что по этой дороге я еще не ездил, туда поехали по М6. Как оказалось впоследствии, мы не прогадали и только выиграли.
Качество асфальта приемлемое, а после Волгограда по меркам РФ отличное. Машин после Волгограда практически нет. До Волгограда машины имеются, но не очень много, сплошной разметки не так много, и с обгоном проблем нет. В Волгоградской области три моста на ремонте, потеря на двух была не более 5 минут, на мосту через Хопер туда 1 час, обратно 15-20 минут. Если не нарушать, ГАИшники нигде ни разу не тормознули, в т.ч. и в южных республиках. Волгоград лучше проходить ночью, т.к. дорога единственная и проходит через весь город, а Волгоград достаточно длинный.
Время на дорогу сильно не напрягаясь (крейсерская 105-108км/час + обгоны по ПДД и одной ночевкой) 36-40 часов.
Пока рассматриваем дорогу только туда. За Элистой навигатор повел напрямую, а не через Ставрополь. Мы не стали сопротивляться. Буденовск, Моздок, Беслан… Сейчас там внешне все спокойно. Но на дорогах стоят Блок-посты в полном вооружении. Прошли через 9 блок постов, на каждом записали данные, поговорили на общие темы и не задерживали. На семи постах о деньгах речи никакой не было, на двух постах вымогали деньги, пришлось поделиться. Подоплека была – вы едете транзитом, тут транзитный проезд запрещен, Вам с Элисты надо было идти на Ставрополь и потом на М29. Будет считать, что это была плата за экскурсионную программу. Один раз проехать можно, но второй раз лучше объехать, спокойней будет.
Как я уже писал, на самих трассах ГАИшники на нас внимания не обращали. Добрались до Владикавказа без особых приключений.
Во Владикавказе были встречены поистине с Кавказским гостеприимством моим другом и однокашником по училищу Ашотом. Были накормлены (некоторые насильно),
заправлены наши кони и обслужены (плановая замена масла)
и далее нас сопроводили до границы.
Ашот, большое тебе спасибо за гостеприимство !На сегодня пожалуй хватит, о переходе границы, маршруте и самой поездке по Грузии следите в следующих выпусках.
Продолжение:
Эх, дороги...