Урок №7 Успех экспедиции в Ваших рукахПеред Вами заключительный урок цикла «Школы внедорожного вождения ». На этот раз мы, во-первых, поговорим о выборе колес и шин. Во-вторых, расскажем о том, как следует вести себя в некоторых экстремальных ситуациях. Кроме того, подводя итог учебного цикла, напомним важнейшие аспекты подготовки и проведения внедорожной экспедиции, более развернутые рекомендации мы давали в предыдущих уроках. Кроме того, мы продолжаем нашу традиционную рубрику о взаимоотношении человека и природы.
УСПЕХ ЭКСПЕДИЦИИ В ВАШИХ РУКАХ
Хотите узнать как, разбить лагерь и не причинить вред природе, оставшись ее другом? Читайте в этом разделе.
Лучше выбрать место, которое уже использовалось в качестве стоянки. Оно должно быть открытое, с твердым грунтом. Не устраивайте лагерь в непосредственной близости от дорог, рек,
озер, источников и звериных троп. Уезжая, заберите с собой все, что привезли, в том числе и мусор, оставшийся после Ваших нерадивых предшественников. Для приготовления пищи используйте привезенные плитки. Без особой необходимости не готовьте на костре. А если очень хочется отведать шашлыка или стейк, заранее возьмите с собой мангал
или жаровню для открытого огня. Уберите все, что может загореться, на расстоянии не менее 2-3 метров от огня. Не сушите влажные вещи непосредственно у пламени, остерегайтесь порывов ветра и летящих искр. Палатки и автомобили ставьте не ближе чем за 12-15 метров от огня. Для костра используйте только сухостой. Не разводите огонь под ветвями деревьев. Позаботьтесь, чтобы костер прогорел до золы и, уезжая, потушите водой и засыпьте сверху землей или песком. Перемещайте золу, пока не прекратится шипение. Помните: мыло, зубная паста и шампунь не улучшают жизнь водным обитателям, поэтому приводите себя в порядок подальше от водоема. Не ленитесь сделать туалет.
Достаточно снять дерн и вырыть небольшую ямку, а перед отъездом уложить дерн на место. Уважайте соседей по стоянке. Постарайтесь не тревожить птиц и животных, особенно весной и осенью. Приятных вам путешествий!
ПОЛОВИНА УСПЕХА
Энтузиасты «офф роуда» не устают повторять: 50% успеха на бездорожье – это правильный подбор шин. Шины для внедорожников можно разделить на четыре группы: летние, универсальные, внедорожные и зимние. Зимой должны быть только зимние шины, причем если Вы планируете съезжать с асфальта, то лучше выбрать шипованные. Если же говорить об остальных сезонах, то наибольшим потенциалом обладают Mud Terrain, грязевые шины, рассчитанные на тяжелейшее бездорожье.
В сложных условиях колеса большего диаметра имеют ряд преимуществ, поэтому важно понимать: шины какой максимальной размерности можно установить на внедорожник. Обычно производитель допускает отклонения от рекомендованных заводских характеристик не более чем на дюйм. Это касается диаметра и ширины установленных колес, а также ширины и вылета диска. Значит, если вместо штатных колес с диаметром шины 32 дюйма установить 33- дюймовые, то управляемость и устойчивость автомобиля практически не изменяется. А вот еще большего диаметра не только почти наверняка будут задевать элементы подвески, раму или кузов, но и ухудшат управляемость и скоростную устойчивость. Но даже дюймовый прирост в диаметре ощутимо улучшает проходимость автомобиля, особенно если речь идет о грязевой резине. А если ваш маршрут на 80% времени и более проходит по асфальту, а остальная часть пути не является экстремальным бездорожьем, то можно ограничиться и универсальными шинами All – Terrain (AT) от производителя с хорошей репутацией.
Ширина шин. Что лучше – широкие или узкие? На этот счет существует два противоположных мнения. Узкими шинами проще прорезать мягкий грунт и «докопаться» до твердого основания, широкие меньше тонут на зыбких поверхностях. Еще один часто задаваемый вопрос: почему при снижении давления в шинах улучшается проходимость автомобиля, хотя дорожный просвет уменьшается? Все просто: большое пятно контакта, хорошая очищаемость протектора и включившиеся в работу плечевые зоны шины с лихвой компенсируют тот сантиметр, на который опустится автомобиль, также улучшается накат на препятствие. Более того, снижать давление можно не только в грязевых, но даже и в обычных шоссейных колесах. Поверьте, порой это приводит к удивительным результатам! Важно лишь помнить: из-за риска разбортировки
нежелательно сбрасывать давление ниже, чем до 0,8-1Атм, а двигаться следует максимально плавно, особенно при торможении и на поворотах.
И наконец, о дисках. На тяжелом бездорожье предпочтительны стальные диски – после ударов они подлежат полевому ремонту. Если же поездка не предполагает серьезных нагрузок, то лучше выбрать легкосплавные «литые» диски, в частности – с низкопрофильной резиной. Такие колеса эффектнее и легче, а уменьшение неподрессоренной массы повышает скоростную устойчивость и управляемость автомобиля. Но важно помнить: низкопрофильные колеса несовместимы с тяжелым бездорожьем, особенно если есть риск больших нагрузок.
ЭКСТРЕННЫЕ СИТУАЦИИ
На маршруте важно быть заранее готовым к выходу из сложных ситуаций. Например, что делать, если при спуске по склону теряется контроль над автомобилем? Нужно выключить зажигание и постараться аккуратно довести автомобиль до более ровного места, управляя потяжелевшим рулем. Колеса не заблокируются полностью, но заглохший мотор будет тормозить намного сильнее, чем работающий. Но на современных автомобилях Prado есть электронный помощник при спуске, система DAC.
Часто спрашивают, как следует выводить полноприводный автомобиль из заноса
или компенсировать снос передней оси. К сожалению, потерявший траекторию внедорожник может повести себя и как заднеприводный, и как переднеприводный автомобиль, и всегда есть риск, что действия водителя по стабилизации движения могут дать противоположный эффект. Поэтому главный совет – соизмерять скорость с реальными дорожными условиями. Ну а если стабильность все же потеряна, то универсальные рекомендации таковы: плавно сбросить газ и одновременно компенсировать занос аккуратным доворотом руля, а при сносе – напротив, поставить руль по возможности прямо.
Если автомобиль забуксовал на колее или в грязи,
то только личный опыт позволяет почувствовать границу, за которой наступает момент «самозакапывания». В песке и рыхлом снегу все проще – ощутимое падение скорости при повышении оборотов двигателя четко говорит о том, что буксовать дальше опасно. Какие можно дать советы? Иногда бывает полезно покачать рулем в быстром темпе, поворачивая его на 90 градусов. Если повезет, шины зацепятся боковинами и сдвинут машину с места.
И наконец, коснемся вопроса раскачки автомобиля с коробкой «автомат». Существует два метода, позволяющих раскачивать застрявший автомобиль, не повредив при этом коробку. Первый способ – включив первую передачу и пониженный ряд раздаточной коробки, внедорожник раскачивают, периодически нажимая на педаль акселератора, стараясь попасть в резонанс с откатыванием назад. Если это не помогает, но хотя бы полметра пространства есть, то действовать следует так. Двинулись вперед до остановки, не допуская сильной пробуксовки. Остановили автомобиль тормозом, посчитали до двух (зимой в сугробе до четырех), переключились на движение задним ходом, дождались характерного толчка и только после этого двинулись назад до пробуксовки, вновь зафиксировали тормозом, подождали, включили первую передачу, опять дождались толчка вперед. И так до победы. Толчок, которого в данном случае следует обязательно дождаться, говорит о том, что передача включилась, и коробка не будет перегреваться от трения дисков.
ИТОГИ, САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ – ВСЕГДА ВПЕРЕДИ!
Завершая цикл уроков внедорожного вождения, мы в виде тезисов перечисляем ключевые моменты, затронутые в ходе наших занятий. Если же какой – либо из пунктов вызовет у Вас вопросы, обратитесь к тексту соответствующего урока, где материал изложен более детально.
ПОДГОТОВКА
АВТОМОБИЛЬ. Одной лишь исправности автомобиля недостаточно. Продумайте оснащение, количество запасных колес, набор запчастей и инструментов для полевого ремонта. Отработайте где – нибудь за городом преодоление типичных преград, с которыми придется встретиться. Если предстоит поездка с прицепом, постарайтесь заранее привыкнуть к езде именно с этой моделью, почувствовать насколько влияет он на ходовые качества автомобиля, отработайте маневры, особенно задним ходом.
БАГАЖ. Инструменты, запчасти, запасные жидкости, а если надо, то и запас топлива. Специальное оборудование для экстренных ситуаций: колесные цепи, тросы, лебедка, средства сигнализации. Экспедиционное оборудование, состав которого определяется целью и регионом поездки. Запас воды и пищи для экипажа, средства гигиены, медикаменты, экипировка, одежда – с учетом возможных экстренных ситуаций и местного климата. Средства связи и навигации. Документы, удостоверения, карты, деньги, запасные ключи от автомобиля.
НА МАРШРУТЕ
Помните: отправляться в серьезную экспедицию на одном, даже хорошо оборудованном автомобиле – неоправданный риск. Оптимальный состав колонны 2-4 экипажа.
Постарайтесь обеспечить постоянную связь между автомобилями, заранее договоритесь об условных сигналах при движении в колонне.
Придерживайтесь рекомендаций, касающихся индивидуального и группового движения по бездорожью. На одних покрытиях лучше двигаться след в след,
на других «веером». Старайтесь пользоваться существующими дорогами и не создавать новых. Самые опытные экипажи должны возглавлять и замыкать колонну. Выбирая первопроходца на бездорожье, руководствуйтесь принципом минимизации проблем. Возможны два случая: когда головной автомобиль улучшает условия движения для других, и когда эти условия могут только ухудшиться. В первом случае (например, для прокладки пути через сугробы или утрамбовки сыпучего песка) вперед идет самый мощный и хорошо оборудованный автомобиль.
Во втором случае (например, если на пути глубокая колея, жидкая грязь, водная преграда или болотистая местность) вперед следует пропускать самый легкий и наименее приспособленный автомобиль – его будет проще «выдернуть», если препятствие окажется непреодолимым.
Придерживайтесь правил и рекомендаций, касающихся буксировки и эвакуации автомобиля, а также использования лебедки. Не въезжайте на крутой склон и не начинайте спуск, пока идущий спереди не завершит преодоление препятствия. Соблюдайте дистанцию на льду. Разворачивая стоянку, маневрируйте на ней только по одному. И пожалуйста, будьте предельно бережны по отношению к окружающей среде.
Мы не устаем повторять: съезжая с асфальта, Вы оказываетесь на территории природы. Пожалуйста, ведите себя не как хозяева, а как гости. Девственных уголков на нашей планете осталось совсем немного, особенно вблизи крупных городов. Давайте беречь их, чтобы наши дети тоже смогли увидеть нетронутую природу во всем ее великолепии.
Помните: разрушенный дерн восстанавливается очень долго. Небольшая канава на склоне может через несколько лет стать уродливым оврагом. Машинное масло, пролитое на землю, отравляет ее на годы. Пластиковая тара, оставшаяся на земле,
становится частью пейзажа на десятилетия. Помните о том, насколько ранима природа, и постарайтесь не наносить ей новых ран. И не забывайте: в каком бы месте Вы ни оказались, это дом для множества живых существ. Вы приехали и уедете, а у них нет другого места для обитания. Учитывайте это, контролируйте Ваших детей и четвероногих друзей, ведь то, что кажется им шалостью, для кого-то из местных обитателей может оказаться трагедией. Мы привыкли чувствовать себя любимыми детьми природы. Давайте научимся отвечать ей взаимностью!