Урок №4 Вождение автомобиля зимойПеред Вами финальный, четвертый урок из серии «Школа внедорожного вождения ». В этом разделе мы затронем тему внедорожной езды в зимних условиях.
Надеемся, что благодаря данному уроку путешествия по зимним маршрутам станут для Вас источником одних лишь положительных эмоций, а не проблем. Кроме общих правил и рекомендаций по тактике зимней езды, мы затронем базовые рекомендации по экипировке.
Как и любые другие навыки, вождение зимой требует понимания и тренировки. И хотя никаких особых требований к движению снег не предъявляет, кроме особой осторожности, очень полезно позаниматься с опытным инструктором, прошедшим соответствующий курс и в совершенстве знающим не только тактику, но и автомобиль. Дело в том, что общие принципы, излагаемые в этом курсе, одинаковы для всех внедорожников, но некоторые марки и модели могут потребовать определенной коррекции в связи с их техническими или конструктивными особенностями. И несмотря на то что, как говорят спортсмены, «снег не болото, по крышу не утонешь», застрять вечером посреди поля даже в нескольких километрах без помощи, чревато опасными последствиями. Поэтому ни в коем случае нельзя пускаться в зимние путешествия с элементами бездорожья в одиночку. Непременно нужно известить родных или знакомых, куда, когда и каким маршрутом Вы направляетесь. Не забудьте проверить, заряжен ли мобильный телефон, работают ли другие средства связи, если они есть на борту. Наличие достаточно большой лопаты обязательно. Буксировочные тросы, средства для их крепления к автомобилю – тоже. Теплая одежда, горячее, но не горячительное питье в термосе, теплый плед – не забывайте об этом!
Обязательно проверьте наличие достаточного запаса незамерзающей жидкости для омывателя стекол. Нелишне будет напомнить и о том, что отправляться в путь нужно с достаточным количеством топлива в баке автомобиля, а в некоторых случаях желательно позаботиться и о запасе его в канистрах. Нельзя забывать об обязательном осмотре внедорожника перед поездкой и после прохождения участка бездорожья. И, наконец, еще раз о шинах: зимой шины должны быть зимними! Зима в автомобильном мире наступает, когда температура воздуха опускается ниже +5 градусов.Уже при такой температуре обычная летняя резина, любой принадлежности, хоть грязевая, хоть универсальная, становится жесткой, что ухудшает в первую очередь торможение автомобиля. Ухудшаются также управляемость и комфорт, и даже срок службы элементов подвески снижается. Если на Ваших дорогах вовсе не бывает льда и снега, допустимо использование резины без шипов, во всех остальных случаях – только шипованная! Давление в шинах следует держать в пределах, указанных в руководстве по эксплуатации автомобиля. Стравливать давление нужно лишь в случаях, когда предстоит поездка по целине или по ледовой переправе. Вопреки массовому заблуждению, эта мера не дает заметного улучшения сцепления со снегом, но позволяет немного снизить давление на покрытие. Не стоит увлекаться слишком широкими шинами. Узкие, но с более высоким профилем порой предпочтительнее: они легче прорезают снег и «докапываются» до твердой основы. При пользовании колесными цепями следует убедиться, что они туго затянуты.
СНЕЖНЫЕ ЗАНОСЫ, КОЛЕИ
Трудно представить себе путь коварнее, чем зимняя дорога, покрытая снегом и льдом, с ее слякотью, снежными заносами и скользкой колеей. Малейшая неосторожность может привести к беде. Особенно внимательным надо быть, когда дорожные условия непостоянны: то мокрый асфальт, то снежный участок, то ледовая крошка, то чистый лед. Владельцы автомобилей Land Cruiser Prado, оборудованных трансмиссией Full- Time, имеют заметное преимущество перед водителями внедорожников других марок. Полный привод и система курсовой устойчивости VSC придают уверенность на дороге.
Именно они наилучшим образом подходят для движения по дорогам в зимних условиях. Уменьшается вероятность срыва колес в скольжение. Повсеместно устанавливаемые производителями устройства, стабилизирующие траекторию автомобиля, очень неплохо справляются со своими обязанностями, но срабатывают уже после того, как автомобиль
потерял устойчивость. Поэтому, даже если внедорожник оснащен системой контроля курсовой устойчивости (VSC), следует быть аккуратным и не совершать резких маневров, если того не требует дорожная ситуация. Весьма полезно в начале зимы, как только выпадет снег, приобрести или освежить навыки зимнего вождения. Найдите ровную свободную площадку и попробуйте для начала несколько раз затормозить, сделать с десяток поворотов разной степени крутизны.
Помните, что полноприводный автомобиль гораздо лучше разгоняется на скользком покрытии, но тормозит, как правило, так же, как обычная легковушка, если не хуже, учитывая его больший вес. И, разумеется, совершенно необходимо «обувать» автомобиль в шины по сезону – в данном случае зимние, желательно шипованные и проверенные тестами авторитетных экспертов. Важно также помнить, что для правильной работы антиблокировочной системы тормозов (ABS) педаль тормоза необходимо нажать до упора и удерживать ее до требуемого снижения скорости, ни в коем случае не ослабляя давления.
СТАНДАРТНЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ЗИМОЙ
Все препятствия, которые мы рассматривали в предыдущих уроках, могут встретиться Вам и зимой. Преодоление их потребует точно тех же навыков и тактики, которые используются летом, весной или осенью, разве что с некоторыми особенностями. Разберем весь спектр, начиная с самого опасного – спуск по крутому склону. Главное правило: двигайтесь на самой низшей из возможных передаче и всегда будьте готовы увеличить обороты двигателя, если колеса начнут проскальзывать. А этого избежать очень сложно. Траекторию спуска следует выбирать по наикратчайшей линии от точки старта строго вниз, по линии, по которой покатился бы снежок или мячик.
Малейшее отклонение грозит заносом и опрокидыванием. Подъем на холм осложнен тем, что колеса в подобной ситуации легко срываются в пробуксовку. Вывод один: следует выбирать передачу повыше, скажем 2-ю или 3-ю на понижающем ряду, а то и 1-ю на повышающем ряду раздаточной коробки. Скорость, с которой следует штурмовать подъем, к сожалению, придется выбирать оперативно по ходу движения. Но до начала подъема желательно разогнаться. Бродов зимой лучше избегать – проломившись, лед зачастую блокирует автомобиль намертво, при этом всегда есть риск серьезно повредить трансмиссию, топливные и гидравлические магистрали. Если же ледовые переправы неизбежны, следует выбирать те,
которые обозначены или имеют отчетливые, свежие автомобильные следы. В любом случае, если Вы сомневаетесь в прочности льда, выезжать на него нельзя! Толщину льда можно проверить, прорубив небольшую лунку топором. Минимальная безопасная толщина для внедорожника класса Prado составляет 150 мм и более. Важно помнить о необходимости держать дистанцию между автомобилями на переправе, лучше вовсе не съезжать на лед, пока другой автомобиль не вышел на грунт. Вместо бродов и ледовых переправ лучше объехать препятствие по снежной целине, и здесь рекомендации те же, что при езде по мягкому снегу: снизить давление в шинах, держать скорость, резко не тормозить и не крутить рулем без необходимости. Грязевая колея может быть совершенно непроходима. Даже в оттепель месить талую грязь со льдом и скрести днищем заледеневший гребень колеи чревато не только застреванием, но и повреждением автомобиля. Если сомневаетесь, что дорожный просвет достаточно велик, лучше поискать объезд.
И, наконец, боковой уклон. Зимой он грозит неминуемым соскальзыванием, если покрыт снегом или льдом. Немного проще преодолевать уклон, если на нем есть колея, которая удержит колеса. В любом случае следует двигаться с минимально возможной скоростью и при первой угрозе опрокидывания направлять колеса вниз по склону, если позволяет обстановка – например, та же колея.
ГЛУБОКИЙ СНЕГ, ЦЕЛИНА
Что абсолютно недопустимо в снегу, так это буксовать. Независимо от температуры воздуха, глубины снега и наличия наста, ни в коем случае не допускайте пробуксовки колес. Момент срыва заметить иногда очень сложно, поэтому следует заранее предпринять соответствующие меры. Во-первых, это зимняя резина, лучше с заводской шиповкой, во-вторых, по возможности и при необходимости, – колесные цепи (обязательно проконсультируйтесь с Вашим официальным дилером, могут быть ограничения для конкретной модели). Стартуя на снегу, убедитесь, что колеса стоят совершенно прямо, и начинайте движение с максимальной приемлемой передачи, нажимая на педаль акселератора как можно более плавно. Передачи желательно выбирать «сверху вниз» – выберите для начала 3-ю передачу пониженного ряда,
если нет подъема или сильно пересеченной местности. Если автомобиль не тронется сразу, переключитесь на 2-ю. С 1-й следует начинать особенно аккуратно, действуя максимально плавно, помогая рабочим тормозом тронуться как можно мягче. Если машина тронулась и движется, набирая скорость медленнее, чем растут обороты двигателя, переключитесь на одну передачу вверх, если мотор вот-вот заглохнет – вниз. Часто бывает полезно накатать себе плотную колею, несколько раз плавно подав внедорожник вперед и назад. Иногда только после этого удается набрать инерцию, которая в снегу может стать единственным спасением. В целом движение по снежной целине похоже одновременно и на езду по песку, и по колее, и по скользкой траве.
В любом случае, зимой все нужно делать плавно: тормозить, поворачивать руль, разгоняться, переключать передачи. Определенное преимущество зимой имеют владельцы машин с автоматической трансмиссией, но с одной оговоркой: «автоматом» нужно уметь пользоваться. К примеру, если колеса автомобиля с «механикой» срываются в пробуксовку, их можно остановить без тормозов, быстро выжав сцепление. Автоматическая трансмиссия зачастую имеет некоторую инерцию, и нажатие на педаль тормоза не сразу снимает тяговое усилие с колес. А вот если переместить селектор в положение «нейтраль», то произойдет то же, что и в случае с МКПП. Также следует аккуратно пользоваться «раскачкой», чтобы не перегреть трансмиссию. Часто бывает полезнее вовсе не сдавать назад, «раскачивая» автомобиль, а короткими нажатиями подталкивать автомобиль вперед. Назад он откатится сам. Либо, перейдя с режима Drive на Reverse, следует подождать секунду, прежде чем нажимать на газ.
И помните: даже если после старта нужно повернуть, трогаться все равно желательно с колесами, поставленными прямо. Не ленитесь открыть окно и убедиться, так ли это. Не забывайте также, что под чистой и ровной снежной целиной могут скрываться предметы, способные повредить шины или ходовую часть. Просто представьте, что случится, если на Вашем пути где- то под снегом окажется борона зубьями вверх, и Вы поймете насколько осторожным надо быть на заснеженном поле.
На предыдущих уроках мы освоили все основные препятствия, которые могут встретиться на бездорожье, и изучили основные приемы управления внедорожником, и теперь подошли к самому сложному – зимним условиям. Разумеется, зима зиме рознь, хотя бы с учетом того, что наша страна охватывает сразу четыре климатические зоны. Где-то снега и льда не видят годами, а где-то зима девять месяцев в году. Мы рассмотрели общие вопросы эксплуатации внедорожников, в условиях, характерных для классической среднерусской зимы, когда можно встретить и снежную целину,
и покрытые льдом реки, а дороги зачастую представляют собой месиво из снега, подтаявшего льда и грязи. Таким образом, изучив все выпуски курса, Вы сможете применить наши советы в любом климате: там, где морозов нет, пользуйтесь рекомендациями, опубликованными весной, летом и осенью, ну а если все вокруг засыпано снегом – прочтите этот урок. И помните: теория без практики не работает, а главный принцип на бездорожье – «безопасность превыше всего!».