Находился это брокер на Васильевском острове. В первый визит к нему была оговорена общая схема работы. Он оформляет декларацию, а я сам езжу с ней на таможню. Это тоже оказалось моей большой ошибкой. Во всех случая брокер должен сам взаимодействовать с таможенниками! К тому же, сейчас доступна подача декларации в электронном виде, что экономит время. Но тогда всего этого я не знал.
Когда в следующий визит к брокеру я приехал за своей декларацией, всплыла очередная особенность наших таможенных законов. На декларации ставится дата, так вот, эта дата должна соответствовать той, когда вы подаете ее таможенникам! Ничего страшного? Как бы не так! Также на декларации указывается курс валюты на день подачи, и если эти две цифры не соответствуют реальностям – декларацию даже не станут рассматривать. А курс на завтра становится известен во второй половине дня, после торгов. Т.е. брокер готовит декларацию во второй половине дня, затем ее нужно забрать и на следующее утро явиться на таможню. Перед этим не забыв заплатить НДС 18%, т.к. платежи тоже привязаны к курсу валюты.
Когда утром я появился на таможенном посту с готовой декларацией и выстоял очередь, меня сразу же развернули. Оказывается, просто приложить платежные квитанции недостаточно! Необходимо самостоятельно «зарегистрировать» каждый перевод в отделе платежей Пулковской таможни. Т.е. позвонить в этот отдел, поинтересоваться, поступил ли платеж, и если поступил – попросить его идентифицировать, т.е. присвоить ему уникальный номер с датой, по которому в дальнейшем инспектор будет на него ссылаться. На мой вопрос, почему таможенники сами не занимаются своей бюрократией, последовал гениальный ответ: «мы не обязаны это делать!». Вообще, эту фразу «мы не обязаны» я слышал впоследствии настолько часто, что у меня сложилось впечатление, будто таможня существует исключительно для усложнения процесса получения груза и выбивания денег из платежеспособного населения. На мое сожаление о том, что завтра уже изменится курс и, возможно, придется снова платить недостающую разницу НДС, мне ответили упреком: «Ну вас же предупреждали, что нужно платить НДС с запасом! Разницу вам потом вернут». Естественно, лично меня никто об этом не предупреждал, да и о возврате денег я слышал впервые. Но спорить не стал, развернулся и поехал на очередной круг.
Говоря о кругах, я имею в виду ту траекторию, которую каждый раз необходимо было проезжать заново. Этот треугольник, соединяющий таможенного брокера, Главпочтамт и Пулковскую Таможню я отметил на карте, чтоб представлять, что представляет собой каждая поездка. Причем все это нужно было как-то совмещать с работой (которая, естественно, находится далеко за пределами этого треугольника).
Брокер сделал мне новую декларацию с очередной датой, я заплатил в банке НДС уже с запасом и на следующий день появился с бумагами у таможенников. Инспектор, изучив декларацию, с радостью вернул ее мне, сказав, что она содержит ошибки и принимать в таком виде ее он не может. После продолжительных уговоров он (вернее, она – все инспектора девушки) с нескрываемым одолжением согласился сказать, где же и в чем ошибки. Инспектор излагал, а я еле успевал записывать за ней, постоянно что-то переспрашивая и уточняя. У меня сохранилась эта заметка – там порядка 9 замечаний! То в поле не тот код, то не правильно указано местопребывание груза, то не вписан нужный документ и т.д. Собрав все замечания, я поехал в очередной круг к таможенному брокеру.
Забегая вперед, скажу, что на все попытки провести принтер через таможню у меня ушло порядка двух месяцев! Каждый визит сопровождался какими-то придирками, требованиями новых документов и т.д. Особенно «радовало» что у каждого инспектора были свои замечания. У меня стало складываться ощущение, что таможенники таким способом просто пытаются вымогать взятку. Но я платить не собирался из принципа.
Недели через три после начала эпопеи с оформлением грузовой декларации я случайно разговорился в очереди с одной женщиной, которая тоже оформляла свой груз на Пулковской таможне. Не помню детали ее товара, но это было что-то вроде косметики и кремов. Она была индивидуальным предпринимателем, в отличие от меня. Но также несколько недель пыталась оформить груз, недоумевая – раньше ей удавалось проходить таможню проще и быстрее. Только раньше она получала товар по железной дороге, и он попадал на Санкт-Петербургский таможенный пост (Пулковский курирует доставки авиапочтой, а Санкт-Петербургский – наземные способы доставки). От нее я узнал, что срок хранения посылки на почте – всего один месяц. И по прошествии этого времени нужно самостоятельно писать заявление на почте о продлении срока хранения. Я прикинул – моя посылка лежит на почте уже больше месяца, и спешно кинулся подавать заявление о продлении. Опасался, что посылка уже ушла обратно, но к счастью, неторопливость почты здесь сыграло на руку – мой принтер все еще находился на Главпочтамте.
Через месяц после начала всей этой эпопеи с таможней мне надоело, что и таможня и брокер никак не придут к соглашению. Каждая из сторон, как это бывает, обвиняет другую. Таможня обвиняет брокера в безграмотности, брокер утверждает, что таможня слишком придирчива. Я, бегая между ними, параллельно сам разбираюсь в хитросплетениях таможенных законов, чтобы найти истину. Поэтому выбрал день и записался на прием к первому заместителю начальника Пулковской таможни. К заместителю потому, что сам начальник, видимо, принадлежит к кругу избранных и посетителей не принимает. Но и к первому заместителю не так просто попасть – он, то не приходит, то переносит дни приема, то задерживается. В конце концов, когда удалось застать на месте заместителя (намеренно не привожу здесь имена и фамилии всех действующих лиц), я изложил свою проблему и мысли о том, что у нас таможня излишне сильно притесняет простых граждан. В ответ услышал заверения, что он лично разберется в этом вопросе, сам позвонит, кому нужно и проконтролирует, чтоб мне выдали посылку как можно скорее. Даже дал свой сотовый телефон для обратной связи. Ушел от него я в приподнятом настроении.
Радовался я рано – после визита к начальству таможенники словно с цепи сорвались. Декларацию взяли, зарегистрировали, но выставили множество дополнительных претензий, теперь уже в письменном виде. Среди вновь затребованных документов значились договор поставки товара, сертификат на груз, моя питерская регистрация (!) и т.д. На этом этапе всплыли дополнительные «приятные» особенности. Например, документы и заявления нельзя просто так принести и отдать в руки инспектору. Их предварительно нужно отправить по факсу в канцелярию, убедиться, что факс дошел, затем попросить зарегистрировать, получить входящий номер и дату, написать их на документах и только затем принести их таможенному инспектору! На дворе 21 век, уже никто практически не пользуется факсом, я даже забыл, как он выглядит. Сам факс я еле нашел в другой конторе, а процесс передачи по нему документов был не лишен сюрпризов. Уже не говорю про качество связи, просто технология не позволяет передавать подряд больше 12 листов. А у меня пакет с документами в итоге вырос до 30 страниц! Передавать такое приходилось в несколько этапов. Дозвониться заместителю начальника по сотовому, естественно, уже не получалось – вначале он «сбрасывал», потом просто не брал трубку.
К тому же, таможенники устроили досмотр моей посылки. Мои протесты о том, что я собираюсь уже возвращать посылку обратно и вскрывать ее нельзя – игнорировались. Хорошо помню день досмотра: меня завели внутрь маленького помещения без окон, где был стул, стол, весы и пустой стеллаж. Посылка уже дожидалась меня там. На «вскрытии» присутствовал только я и проводящий досмотр инспектор. При мне все было аккуратно выпотрошено, сфотографировано по отдельности и уложено обратно. Естественно, мне приходилось пояснять, для чего тот или иной вложенный в посылку элемент. Потом мне предложили прийти завтра подписать акт досмотра. На вопрос – почему не сейчас, пока я тут – последовал ожидаемый ответ: много работы, и оформить все до завтра невозможно. Пришлось ехать на следующий день к ним только для того, чтобы поставить пару подписей. Мне вручили акт досмотра и я его внимательно прочитал. Фотографии были мои, текст тоже правильный. Но что-то меня смущало. Перечитал еще несколько раз, ощущение осталось. И только подписав акт досмотра, я понял, что же меня смущало. В акте был указан вес каждой детальки! А при мне никакого взвешивания не производили. Отсюда два вывода – либо цифры были взяты с потолка, либо посылку после меня снова вскрывали и все взвешивали.
Понятное дело, что сертификат на 3D принтер я бы не смог получить, даже если б сильно захотел – физ.лицу его просто не выдадут. Договор поставки тоже никто не заключал, и заключать не собирался. При чем тут моя регистрация, я даже упоминать не стану. И на каждый такой пункт требовалось официальное письмо с описанием причин невозможности предоставления тех или иных затребованных документов. Замкнутый круг: с одной стороны, представить требуемые документы невозможно, с другой – без них не пройти таможню.
И мне вернули декларацию с пометкой «отказано». Я попытался сделать дополнительную попытку, снова была сделана очередная декларация, собран максимально возможный пакет документов с затребованием недостающих у непосредственного продавца принтера (на удивление, они отзывчиво шли на контакт и оперативно присылали сканы документов). И снова отказ.