Несмотря на кажущуюся простоту, бобслей – удивительно трудный командный вид спорта. Его можно сравнить как с автогонками, где многое решает качество техники и мастерство пилота, так и синхронным плаванием, в котором все члены команды знают, что делать, а их движения отточены до миллиметра. Ошибок бобслей не прощает: любое неверное движение как пилота, так и разгоняющего влечёт за собой потерю времени, а порой и того хуже – перевороты, травмы, разбитые надежды. Именно поэтому и работают люди в бобе как единый организм – слаженно и надёжно. И только такая удивительно качественная работа, которую сегодня продемонстрировали Россияне, может привести к победе на Олимпийских играх.
Слаженность движений, ощущение партнёра, привычка – всё это имеет важное значение в бобслее, однако не решающее. А потому история побед лучших российских экипажей своими сюжетными поворотами и неожиданными сменами действующих лиц напоминает не бразильские телесериалы, в отличие, например, от саночников, где многие ребята вместе работают в двухместных санях ещё со школьной скамьи или просто родные братья. Однако через все медали нашей сборной на крупных международных турнирах красной нитью проходит жизненная история Александра Зубкова, стремившегося всегда только к победам и не соглашавшимся на меньшее. Вокруг него и строился российский бобслей, приносящий нам теперь второе золото Олимпиады.
Бронзовая медаль чемпионата мира 2003 года в Лейк-Плэсиде стала первым серьёзным достижением в истории российского бобслея, который долго не мог оправиться от потери трассы и тренировочной базы в Сигулде после распада Советского Союза. Как нетрудно догадаться, пилотировал тот экипаж Александр Зубков, но за спиной у него сидели почти позабытые сегодня герои: Сергей Голубев, Алексей Селивёрстов и Дмитрий Стёпушкин. Команда подобралась превосходная, сил хватало и на удачные выступления в Кубке мира, и на серебро чемпионата мира 2005 года.
По накатанному жёлобу удалось Зубкову привести свою четвёрку и к историческому серебру Олимпиады в Турине, вот только состав тогда уже сменился наполовину: Филипп Егоров и Алексей Воевода присоединились к разгоняющему Селивёрстову. Как же давно, кажется, это было: швейцарец Бит Хефти тогда был лишь разгоняющим, а Кевин Куске сидел следом за легендарным Андре Ланге. Надеяться на ошибки этих бравых ребят, сражаясь за победу, не приходилось, нужно было развиваться и ускоряться самим. И квартет под управлением Зубкова принял вызов. Состав разгоняющих в четвёрке в следующем олимпийском цикле постоянно менялся, тренерам никак не удавалось подобрать идеальное сочетание – за спиной пилота попробовали чуть ли не десяток человек. Однако это совершенно не мешало Зубкову здорово проявлять себя на этапах Кубка мира. Российский экипаж выиграл его общий зачёт в 2009 году и к Олимпиаде подошёл в числе фаворитов. Однако на коварной трассе в Ванкувере Александр Зубков, Филипп Егоров, Дмитрий Труненков и Пётр Моисеев даже не сумели завершить первую попытку. Секундомер показал красивые цифры 52,52, но российская машина пересекла финишную черту лёжа на боку. Борьба за медали в четвёрках была закончена.
Олимпийский цикл перед Сочи и вовсе получился сумбурным. Зубков сначала завершил было карьеру и стал чиновником в Иркутской области, затем не выдержал, вернулся, в паре с Воеводой стал чемпионом мира, а затем поссорился с ним. Как всё это отразилось на четвёрке? Удивительно, но результаты улучшились. За два года до Игр пилот сосредоточился на квартете, в котором шанс завоевать медали был больше. Зубков, Труненков, Негодайло и Мокроусов сформировали слаженный экипаж, выиграли второй подряд Кубок мира и приготовились штурмовать олимпийские высоты.
Однако буквально за два месяца до отправления в Сочи в составе команды произошло заключительное изменение: вернувшийся в команду Алексей Воевода вытеснил из сильнейшей четвёрки страны Максима Мокроусова. В Сочи Зубков, Труненков, Негодайло и Воевода приехали исключительно побеждать. Занимательно, что лишь на этой Олимпиаде Александр получил номинальный статус первого российского экипажа, а ребята сделали всё возможное, чтобы совместить номер с местом на олимпийском пьедестале.
Уже в первой попытке дал о себе знать накат по трассе: Зубков обновил рекорд трека, правда, оторвался от соперников менее чем на десятую долю секунды. Во второй попытке Россиянин допустил несколько ошибок, но сохранил общее лидерство, подпустив к себе стремительных латвийцев. Однако в третьем заезде Александр вновь был почти безошибочен и увеличил отрыв от Оскара Мелбардиса до 17 сотых секунды. Напряжение перед последней попыткой можно было ощущать кожей. От улыбок на лицах атлетов не осталось и следа – отрывы невелики, а цена ошибки огромна. Золото разыгрывали лишь Мелбардис и Зубков, и они проявили себя блестяще. Латвиец не сдавался до последнего: в четвёртой попытке он был очень хорош.
Но Александр… А Александр вместе с товарищами просто стал олимпийским чемпионом, не обращая внимания на конкурентов. Стал двукратным олимпийским чемпионом! Четвёртую олимпийскую медаль в карьере получил Алексей Воевода, а Дмитрий Труненков и Алексей Негодайло впервые стали олимпийскими чемпионами. При этом, заработав 13-ю золотую медаль, сборная России превзошла медальный рекорд Игр 1976 года. Блестящее завершение Олимпиады для Россиян. Браво золотому экипажу Александра Зубкова!