По материалам журнала "Колёса"
Мы привыкли жаловаться на неоправданную строгость российских законов. Но если разобраться в деталях, то наши правила дорожного движения и кодекс об административных правонарушениях достаточно либеральны на фоне американского законодательства. Там за очень многие нарушения, которые в России являются обычным делом, можно заработать реальный тюремный срок.
У американского права есть две особенности, которые существенно отличают его от российского. Во-первых, оно прецедентное. То есть если суд вынес какое-нибудь решение, то на его основе появляется норма, не подлежащая оспариванию в дальнейшем. К примеру, человека осудили за то, что он ел гамбургер верхом на собаке. После этого это деяние становится преступным.
Во-вторых, в отличие от России, США – полноценная федерация, а не унитарное (единое) государство, замаскированное под неё. Иными словами, в каждом отдельном штате своё законодательство и санкции за одно и то же нарушение могут существенно отличаться. Мы не ставим задачи сделать справочник по американским законам, поэтому не будем вдаваться в подробности, как строго наказывают за те или иные проступки в отдельных штатах, и приведем наиболее интересные и показательные факты.
Агрессивное вождение
Наказание в России: нет.
Наказание в США: штраф $500 – 2 500, лишение права управления на 1-6 месяцев, тюремный срок до 6 месяцев.
Агрессивное вождение – понятие очень расплывчатое, поэтому вокруг законов о санкциях за него вечно кипят ожесточенные споры. Сторонники говорят о том, что насилие на дорогах нужно пресекать, а неадекватных людей, которые притесняют соседей по потоку – наказывать. Что правда. Противники возражают, что слишком много ответственности возлагается на инспекторов дорожной полиции. Мол, при желании любого можно признать агрессивным. Что тоже правда, особенно если правоохранительные органы сильно коррумпированы. В США этой проблемы нет, поэтому там, в отличие от России, борются довольно жёстко. Но не везде.
Почему-то исторически сложилось, что санкции за агрессивное вождение ввели у себя штаты вблизи двух океанов, а в центральной части США можно проявлять агрессию безнаказанно. Всего наказания за подобные проступки наличествуют в 15 штатах, а строгость их зависит от тяжести содеянного.
Признаки агрессивной езды в каждом из них немного отличаются. Например, в Аризоне нужно совершить как минимум два из довольно обширного списка проступков: превышение скорости, игнорирование светофоров, езда по обочине, опасное перестроение, «прижимание» впереди идущей машины или любое проявление угрозы другому участнику движения.
В Делавэре к списку добавляют невключение сигналов поворота при маневрировании и проезд мимо остановившегося школьного автобуса и считают водителя агрессивным, только если он совершил не два, а три проступка зараз.
В Джорджии дополнительно раскрывают понятие проявления агрессии к людям. Там нельзя никого раздражать, запугивать и ранить, а также каким-либо образом навязывать общение или препятствовать проезду.
В Индиане особенно отмечают опасное замедление или остановку, а также немотивированное использование звукового сигнала. В Калифорнии нарушения столь подробно не конкретизируют, а просто помечают, что агрессивным является любое вождение, способное повлечь травмирование других водителей и пассажиров, хотя и особо отмечают уличные гонки.
Езда на автомобиле с тонированными стеклами
Наказание в России: штраф 500 рублей, отстранение от управления ТС, задержание ТС и запрещение его эксплуатации со снятием номеров.
Наказание в США: штраф до $1 000 и/или тюремный срок до 6 месяцев.
Да-да, за управление тонированным автомобилем в Америке можно сесть в тюрьму, хотя номеров там не снимают и сдирать плёнку на месте поимки не заставляют. Штрафы, как видно, тоже довольно серьезные.
Что касается предельной степени затемнения, то она отличается от штата к штату и колеблется вокруг 20-30% для передних боковых стёкол. Задние стекла, как и в России, при желании можно затонировать «в ноль», а на ветровом допустима только узкая полоска сверху. Зеркальная тонировка практически везде запрещена. Разумеется, есть и некоторые региональные «фишки». Например, в Калифорнии нельзя наклеивать на стекла пленку красного цвета.
Немаловажно, что практически везде в США в вопросах, касающихся измерения светопропускаемости окон, всегда учитывается такая вещь, как погрешность измерения. Обычно она составляет около 3%. В России, судя по всему, аппаратура более совершенная и никогда «не врет». Или законы, как это часто бывает, далековаты от реалий жизни.
Наезд на пешехода и покидание места ДТП
Наказание в России: лишение прав от 1 до 1,5 года или арест на 15 суток.
Наказание в США: штраф $1 000 –10 000 и/или от 1 года до 5 лет тюрьмы.
В английском языке громоздкая формулировка «оставление места ДТП» имеет простое название hit-and-run (дословно – «ударить и убежать»), причем именно в такой форме она присутствует во многих законах штатов.
Что принципиально важно, размер штрафа и срок тюремного заключения напрямую зависит от того, какие последствия вызвала авария. Если просто ущерб имуществу, за решетку никто не посадит. А вот если вы покалечили или, тем более, убили человека (даже случайно), то от реального срока не спасет ни один адвокат. В России, к сожалению, такой дифференцированной практики нет. Прав могут лишить, даже если вы случайно зацепили кого-то на парковке, и примерно такое же наказание ждёт за побег после наезда на пешехода. Юристы говорят, что доказать факт оставления в опасности в данном случае почти не реально.
Езда в нетрезвом виде
Наказание в России: штраф 30 000 рублей и лишение прав от 1,5 до 2 лет на первый раз. Штраф 50 000 рублей и лишение прав на 3 года за повторное нарушение.
Наказание в США: штраф $250 – 1 000 и лишение прав до 1 года на первый раз. Штраф $600 – 1 000, лишение прав до 2 лет и до 1 года тюрьмы при втором нарушении. Штраф $2 000 – 5 000 и до 5 лет тюрьмы при третьем и всех последующих.
В 2012 году, когда пьяный водитель врезался в остановку общественного транспорта и убил нескольких детей, в России ужесточили санкции за пьяную езду, и теперь наше законодательство оказалось в какой-то степени строже американского. Во всяком случае, наши штрафы выше. Правда, в тюрьму у нас всё-таки не сажают, пока пьяный водитель никого не покалечил и не убил – под уголовную ответственность нетрезвое вождение как таковое в России не подпадает, в отличие от США.
Печально, что наши законодатели чрезмерно озабочены штрафами и совершенно не уделяют внимания мерам, которые могли бы оградить человека от пьяной езды в будущем. Чего не скажешь об Америке. Например, знаменитый хоккеист Николай Хабибулин, попавшийся полицейским Аризоны в непотребном виде за рулем своего Ferrari, получил не только 15 суток ареста и 15 суток ограничения свободы дома, но и обязан был пройти специальную антиалкогольную программу. Нечто подобное действует во всех штатах, а также в Европе. У нас пьяниц перевоспитывать некому.
Что касается предельных норм содержания алкоголя в крови, то здесь закон США однозначно лояльнее. Во всех штатах норма составляет 0,8 промилле (в России – 0,35). Есть, правда, некоторые ограничения. Например, в штате Нью-Йорк для водителей коммерческого транспорта лимит снижен до 0,4 промилле. В Калифорнии профессионалам разрешено иметь в крови чуть больше – 0,5 промилле, а вот лицам младше 21 года и тем, кто уже попадался на пьяном вождении, – 0,1 промилле. С другой стороны, до недавнего времени в Мичигане можно было ездить и при 1,0 промилле, но в октябре 2013 года норму снизили до общеамериканского уровня в 0,8.
Нападение на человека
Наказание в России: нет.
Наказание в США: штраф $500 и 6 месяцев тюремного заключения.
Важно отметить, что в США в законодательство введено именно понятие нападения на человека, в то время как в России подобные преступления квалифицируются как хулиганство и наказываются всерьез, только если нанесен средний или тяжкий вред здоровью или нападение произошло с применением оружия. Если вы подрезали соседа по потоку, вытащили его из машины и дали ему в глаз, то вряд ли вас ожидают серьезные проблемы. А вот в Америке есть все шансы «присесть» и обдумать своё поведение.
Зато мы можем гордиться тем, что у нас защищены права полицейских, потому что как раз в отношении представителя власти достаточно сделать неосторожный выпад. Да и санкции жестче: в США за это полагается штраф до $1 000 и до 5 лет тюрьмы, а в России – до 200 000 рублей и до 10 лет за решеткой.
Дрэг-рейсинг на дорогах общего пользования
Наказание в России: нет.
Наказание в США: штраф до $1 000, лишение прав и до 6 месяцев тюрьмы.
Как мы уже говорили, США – страна прецедентного права, поэтому юристы стараются максимально детально описать любое правонарушение. Так, в законодательстве многих штатов (например в солнечной Флориде) понятие «дрэг-рейсинг» прописано очень подробно, чтобы у адвокатов не было ни малейшего шанса «отмазать» гонщика (хотя порой найти лазейку всё же удается). На первый раз в тюрьму, конечно же, не посадят, но права отберут и оштрафуют на кругленькую сумму.
В России уличных гонщиков к ответственности привлекают, но в основном за превышение скорости, тонировку, прямоточный выхлоп и, если «повезёт», за выезд на встречную полосу. Зимой депутаты предложили конкретизировать понятие «стрит-рейсинг», но дальше идеи пока дело не продвинулось.