Максимальное установившееся замедление наступает при достижении максимально возможной продольной реакции Rx, т.е. при полном использовании сцепных качеств колеса с дорогой. При замедлении, меньшем по значению, чем максимально установившееся, продольная реакция Rx не достигает своего максимального значения, т.е. при торможении не происходит полного использования сцепных качеств колеса и дороги. Это происходит при служебном торможении, когда используется часть сцепных качеств. Иначе говоря, коэффициент сцепления можно рассматривать как переменную величину, меняющуюся от нуля до максимального значения, соответствующего экстремальному торможению. И замедление при торможении также может изменяться от нуля до максимально возможного по условиям сцепления.
Расчёт замедления автомобиля производится по формуле:
,(1)
где J - замедление автомобиля, м/с2;
j - коэффициент сцепления шин с дорогой;
g - ускорение свободного падения, м/с2;
Kэ – коэффициент эффективности торможения, он учитывает степень использования теоретически возможной эффективности тормозной системы автомобиля, Kэ=1,3
При j = 0,6 для щебеночного сухого покрытия:
J = (0,6*9,8)/1,3 = 4,5 м/с2.
При j = 0,5 для щебеночного мокрого покрытия:
J = (0,5*9,8)/1,3 = 3,8 м/с2.