24 ноября, 08:24
На сегодняшний день каждый пятый автомобиль в России ездит без полиса ОСАГО. Такую статистику привел генеральный директор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников. По его словам, из 50 млн зарегистрированных машин автогражданку имеет 40 млн транспортных средств. Однако количество тех, кто пренебрегает покупкой полиса, скоро может увеличиться. Дело в том, что 15 ноября вступили в силу поправки в КоАП, согласно которым за это нарушение больше не снимают номерами. Водителям без ОСАГО выписывают штраф в размере 800 рублей и отпускают.
Смягчение наказания – не единственная причина для отказа от покупки полиса. В октябре, напомним, автогражданка существенно подорожала из-за увеличения лимита выплат. Стоимость полисов увеличилась на 23-30 процентов в зависимости от региона. Базовая цена страховки теперь составляет 2 440 руб. вместо прежних 1980 рублей.
Пострадают от послаблений, прежде всего, добросовестные автомобилисты. В случае ДТП с водителем без ОСАГО процесс получения компенсации может затянуться на несколько месяцев. Еще придется оплатить судебные издержки и независимую экспертизу. Autonews.ru выяснил, что делать автомобилисту, если в него въехала незастрахованная машина.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского Кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Таким образом, виновник ДТП обязан полностью компенсировать стоимость ремонта. Первое что нужно сделать – проследить, чтобы отсутствие полиса ОСАГО у виновника аварии было зафиксировано в справке о ДТП. Без соответствующей отметки подготовить документы для досудебной претензии будет сложнее.
Также юристы советуют уточнить адрес виновника аварии и мобильный телефон. Сделать это можно через инспектора ГИБДД, который оформлял документы на месте. Без адреса прописки невозможно отправить исковое заявление и, соответственно, это может существенно затянуть судебный процесс. Самое сложное начинается с того момента, когда потребуется собирать бумаги для оформления юридической претензии.
Первый документ (он же самый главный) – отчет о проведении независимой экспертизы. В Москве есть несколько десятков компаний, предоставляющих подобные услуги. Стоимость в среднем колеблется от 2 до 7 тыс. рублей. В большинстве случаев оценка ущерба происходит по одной и той же схеме: сначала составляется акт осмотра автомобиля, где фиксируются все повреждения, в том числе, скрытые. В эту стоимость также включена калькуляция ущерба, данные по методике расчета и копии документов, позволяющие компании заниматься оценочной деятельностью.
Если автомобиль восстановлению не подлежит, то по результатам проведения независимой экспертизы должен быть составлен отчет об утрате товарной стоимости. Цена на услугу составляет от 1,5 до 5 тыс. рублей. Эксперты советуют, чтобы при проведении экспертизы присутствовал виновник аварии. Уведомить его нужно строго по почте: в противном случае доказать, что будущего ответчика ставили в известность о проведении оценки ущерба, будет невозможно. Виновник аварии должен получить тот же пакет документов, что и потерпевшая сторона: акт осмотра, калькуляцию ущерба, а также бумаги, подтверждающие законность деятельности компании, проводившей оценку.
После того, как была произведена оценка, необходимо составить досудебную претензию. Сделать это можно и самостоятельно, без юристов – они потребуют за бумагу от 3 до 5 тыс. рублей. В какой-то мере досудебная претензия похожа на объяснение, которое просят составить сотрудники ГИБДД при оформлении аварии. В документе нужно указать маршрут следования, место и обстоятельство ДТП. Желательно подкреплять собственные утверждения выдержками из законодательных актов. В самом конце досудебной претензии следует указать общую сумму причиненного ущерба. Она может быть существенно выше той суммы, которая указана в акте независимой экспертизы. Например, в качестве ущерба можно также посчитать услуги по эвакуации, хранению автомобиля, а также стоимость услуг по проведению оценки ущерба и моральный вред.
К составленной претензии должны быть прикреплены следующие документы: копия справки о ДТП, копии постановления от ГИБДД об административном правонарушении, копии писем с вызовом на осмотр, экспертная оценка ущерба, копии документов на транспортное средство, а также чеки, подтверждающие расходы.
Как правило, после направления досудебной претензии большинство виновников ДТП соглашаются с суммой ущерба и предпочитают не доводить дело до суда. В противном случае им придется компенсировать и другие издержки. В том числе: услуги адвоката потерпевшей стороны (в среднем 20-30 тыс. рублей), госпошлина (400 руб.), а также стоимость оценки ущерба и прочие издержки, которые были указаны в досудебной претензии.
Судебный процесс в среднем занимает от одного до трех месяцев. Однако в случае, например, неявки виновника аварии на заседания, он может затянуться и на неопределенный срок. Для того чтобы ускорить процесс получения компенсации, адвокат может потребовать наложить арест на транспортное средство виновника ДТП. Однако даже отсутствие постоянной работы и другого движимого и недвижимого имущества не послужит причиной отказа от выплаты компенсации. В крайнем случае, по решению суда виновника ДТП могут обязать выплачивать по 50% от ежемесячной заработной платы. Сумма может вырасти и до 70% в случаях, если в ДТП был причинен еще и серьезный вред здоровью.
Николай Тюрников.
Фото: Depositphotos.com
Источник: autonews.ru