НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ и цены на горючее к 2017 году.
Президент РФ подписал закон о налоговом маневре в нефтяной отрасли. Законом подразумевается реализация налогового маневра в нефтяной отрасли. В рамках нововведений поэтапно за 3 года сократятся вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты. В 1,7 раза за 3 года сократятся пошлины на нефть, в 1,7-5 раз - на нефтепродукты в зависимости от их вида с одновременным увеличением ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть в 1,7 раза и газовый конденсат в 6,5 раз.
Налоговый маневр растянут на 3 года (2015-2017), он должен завершиться к началу формирования общих с Белоруссией и Казахстаном рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза. Сейчас пошлины на нефть в России впятеро превышают казахстанские, в Белоруссии они такие же, как у нас, но там хотели бы вернуться к низкому уровню. Россия пошла навстречу партнерам. Основной коэффициент в формуле расчета пошлины на нефть в 2015-2017 годах упадет вдвое: с нынешних 59 до 30 процентов, коэффициент по бензину — втрое (также до 30 процентов).
НДПИ в 2015 году составит 766 рублей за тонну (сейчас на 2015 год предусмотрено 530 рублей), в 2016 году - 857 рублей (559 рублей), в 2017 году - 919 рублей.
Экспортная пошлина на нефть сократится до 42% в 2015 году (57% предусмотрено законом на 2015 год сейчас), до 36% в 2016 году (в настоящее время предусмотрено 55%) и до 30% в 2017 году.
Пошлина на дизельное топливо составит в 2015 году 48%, в 2016 году - 40%, в 2017 году - 30%, на бензин - 78%, 61%, 30% соответственно. Пошлина на мазут достигнет 100% в 2017 году, повысившись с 76% в 2015 году и 82% в 2016 году.
Бензин класса 3 будет облагаться акцизом в размере 7 тыс. 300 рублей за тонну в 2015 году (сейчас действует 12 тыс. 879 рублей), в 2016 году - 7 тыс. 530 рублей (сейчас также действует 12 тыс. 879 рублей), в 2017 году - 5 тыс. 830 рублей. Аналогичные ставки предусматриваются в отношении бензина, не соответствующего классу 5, 4, 3. Сейчас для таких бензинов на 2015 и 2016 годы предусмотрена ставка в размере 13 тыс. 332 рубля за тонну.
Акциз на дизельное топливо 4-го класса составит в 2015 году 3 тыс. 450 рублей (сейчас установлен акциз в размере 5 тыс. 970 рублей), в 2016 году - 4 тыс. 150 рублей (5 тыс. 970), в 2017 году - 3 тыс. 950 рублей.
Акциз на дизельное топливо 5-го класса в 2015 году снизится с принятых 5 тыс. 244 рублей до 3 тыс. 450 рублей. В 2016 году - с 5 тыс. 970 рублей до 4 тыс. 150 рублей, в 2017 году акциз составит 3 тыс. 950 рублей.
Акциз на автомобильный бензин 4-го класса в 2015 году будет понижен с 10 тыс. 858 рублей до 7 тыс. 300 рублей. В 2016 году он составит 7 тыс. 530 рублей (сейчас 10 тыс. 858 рублей), в 2017 году - 5 тыс. 830 рублей.
Ставка акциза на бензин 5-го класса понизится в 2015 году с 7 тыс. 750 рублей до 5 тыс. 530 рублей, в 2016 году - с 9 тыс. 500 рублей до 7 тыс. 530 рублей, в 2017 году он составит 5 тыс. 830 рублей.
На моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей в 2015 акциз уменьшится с 9 тыс. 86 рублей до 6 тыс. 500 рублей за тонну, в 2016 году - с 9 тыс. 577 рублей до 6 тыс. рублей, с 2017 года он сократится до 5 тыс. 400 рублей.
Ставка на прямогонный бензин в 2015 году снизится с 13 тыс. 502 рублей до 11 тыс. 300 рублей за тонну, в 2016 году акциз снизится с 14 тыс. 665 рублей до 10 тыс. 500 рублей, с 2017 года акциз будет составлять 9 тыс. 700 рублей. Акциз на бытовое печное топливо в 2015 году снизится с установленных ранее 7 тыс. 735 рублей до 3 тыс. рублей за тонну, в 2016 году - также с 7 тыс. 735 рублей до 3 тыс. рублей, с 2017 года он будет равен 2 тыс. 800 рублям.
Для тех, кто не понимает, о чём речь поясню:
чтобы при росте стоимости сырья (рост НДПИ) сохранить рентабельность нефтепереработки и при этом не вызвать бурного роста цен на продукцию НПЗ на внутреннем рынке, Минфин идет одновременно на снижение акцизов на топливо. При этом в 2015 году сохранятся довольно значительные льготы по акцизу на топливо 5-го класса.
Из-за отмены заградительных пошлин на бензин цены на него в 2015-2017 годах будут расти быстрее инфляции. Вообще в РФ на внутреннем рынке может возникнуть дефицит топлива. Это уже было в 90-е годы, когда, например, весь Питерский бензин уехал в Финляндию.
Насколько вырастут цены, неясно, потому что рынок нефти и нефтепродуктов сильно монополизирован. При этом, «безумный» рост цен на бензин может заставить правительство пересмотреть намеченные на 2016-2017 года ставки акцизов на топливо.
Акцизы являются основным источником наполнения федерального и региональных дорожных фондов, следовательно, нужно чем-то компенсировать эти потери. Так как налог с продаж, который должен был возместить эту утрату, не ввели, то последствия для строительства дорог неясны.
Напомню, что транспортный налог не идёт на дороги, а идёт в консолидированный местный бюджет, что позволяет чиновникам иметь «ореховые кабинеты», «золотые ёршики для унитазов» и рассекать по просторам РФ на БМВ, АУДИ и Мерседесах люксовых комплектаций.
Для любителей использовать сжиженный газ (сейчас вдвое дешевле бензина) ситуация будет ещё хуже, так как НДПИ на газ вырастет в 6.5 раз (сравните на нефть из которой делают дизель и бензин в 1.73 раза).
Для дизеля совокупный «результат манёвра» составит:
увеличенный НДПИ х 1.73 + сниженная вывозная пошлина х 1.6 составит 1.73х1.6 = 2.77 раза.
Делим это на планируемый к снижению акциз : 1.32. Получим 2.77/1.32=2.09 раза.
Настолько может потенциально подорожать солярка к концу 2017 года (примерно на 70% за каждый год), если Правительство не предпримет мер по ограничению её вывоза за рубеж. Дефицит был три года назад, когда солярка подорожала на 40% за год с 18.90 рублей за литр (ноябрь 2010) до 26.40 рубля (декабрь 2011).