Вот что пишут в "Авторевю":
ТубулярностьКонстантин СОРОКИН, Андрей ДИДЯЕВ
Фото Степана ШУМАХЕРА и Андрея ДИДЯЕВА
На рынке противоугонной «механики» появился новый игрок — блокиратор рулевого вала Рыцарь-Заслон. Разработчиком значится фирма «Интеллектуальная механика», а производителем — компания «Токомет». Штуковина получилась увесистой, довольно дорогой (7,5 тысяч рублей), а установить ее можно на любой автомобиль с диаметром рулевого вала от 16 до 30 мм.
Блокиратор Рыцарь-Заслон — это перелицованный и основательно доработанный замок Перехват, который выпускает компания «Системы защиты» из Орска (АР №16, 2008). В основе обеих конструкций лежит патентованный механический кодовый блокиратор, придуманный изобретателем Григорием Шлеппером
Если бы патентные ведомства раздавали призы за насыщенность остроумными решениями, то блокиратор Рыцарь-Заслон точно бы получил гран-при. Главная «фишка» — цилиндровый штифтовой механизм секретности тубулярного типа (от лат. «tubulus» — трубка), у которого нет традиционной замочной скважины. Его корпус сделан в виде полого цилиндра, внутрь которого вставлен вращающийся барабан, связанный с исполнительным элементом замка — поворотным засовом. Секретную комбинацию такому механизму задают пары кодовых и блокирующих штифтов, которые в закрытом положении не позволяют барабану провернуться относительно корпуса. Но если вставить ключ (он оригинальной формы, а кодовая часть выполнена в виде трубки с нарезкой различной глубины), то штифты переместятся по индивидуальным каналам — и, сжав пружинки, выстроятся так, что плоскость их разделения совпадет с плоскостью сопряжения барабана и корпуса. Поворачиваем — замок открыт!
Механизмы секретности тубулярного типа известны давно. Они применяются в велосипедных «противоугонках», в игровых автоматах, автомобильных сиренах, кэш-боксах, причем простейшие из них открываются обычной булавкой. А все потому, что их кодовые штифты расположены снаружи и подобраться к ним легко самым нехитрым инструментом. Но в нашем случае манипуляции затруднены, потому что механизм секретности спрятан внутри корпуса замка.
Рекламный посыл, что, дескать, «заполняемость металлом» здесь близка к ста процентам, сущая правда: при необходимости блокиратор Рыцарь-Заслон можно использовать как ударный инструмент. Корпусные элементы замка сделаны из нержавеющей стали 20Х13, на механизм секретности дается пожизненная гарантия, заявленное число его кодовых комбинаций — один миллион. А сертификат U4 (высший класс защиты по ГОСТ Р 52582-2006 «Замки для защитных конструкций») окончательно демотивирует злоумышленника. Бумагу, кстати, выдала испытательная лаборатория научно-исследовательского центра «Охрана» МВД РФ.
Принцип блокирования рулевого вала от поворота был придуман специалистами тольяттинской фирмы Флим (она же — разработчик противоугонных замков семейства Гарант). На рулевой вал автомобиля устанавливается разъемная муфта, половинки которой стягиваются между собой винтами. На своем месте она держится за счёт силы трения. В муфту вставляется блокиратор, который при повороте рулевого колеса упирается в элементы конструкции автомобиля. Замки с таким принципом действия сегодня выпускают несколько производителей
Установить Рыцарь-Заслон на автомобиль сможет человек с минимальными слесарными навыками. Затягиваем на рулевом валу разборную металлическую муфту, вставляем в нее блокиратор, поворачиваем... Щелк! Замок закрыт, механизм секретности заблокирован, а рулевой вал «встал на якорь». Чтобы вытащить блокиратор, нужно вставить ключ в паз, нажать на торцевую кнопку и повернуть корпус замка по часовой стрелке. Важно, что при таком алгоритме нагрузки на трубчатый ключ минимальны (код вводится ключом, а засов разблокируется рукой), так что вероятность его поломки нулевая. Отметим только, что в открытом положении механизм секретности не имеет блокировки и случайным поворотом засова его можно защелкнуть. Это первая небрежность разработчиков.
А еще мы вновь убедились, что погоня за универсальными решениями в вопросах охраны — не лучшая тенденция, и если говорить о противоугонных блокираторах, то они должны делаться с учетом конструктивных особенностей той или иной модели автомобиля. В частности, надо учитывать форму и размеры рулевого вала, но в нашем случае изготовитель это проигнорировал. Половинки муфты замка Рыцарь-Заслон стягиваются на рулевом валу только двумя винтами М8, в инструкции не указан рекомендованный момент их затяжки, и будет ли муфта держать рулевой вал мертвой хваткой, неизвестно. Это еще одна небрежность.
Еще больше расстроили результаты «патологоанатомического» исследования. Вскрытие показало, что тубулярный механизм секретности имеет только четыре кодовых штифта. Шаг нарезки кодовых комбинаций на ключах — 1 мм, а количество конструктивно возможных типоразмеров кодовых штифтов — восемь. Это значит, что теоретически возможное количество комбинаций механизма секретности составляет 4096. Тоже, конечно, немало, но никак не миллион! Солгавши раз...
Кстати, а что будет при потере ключа? В мастерской дубликат не сделать, потому что там нет таких заготовок. В коробке отсутствует карточка с кодовой комбинацией, так что изготовитель замка не поможет. Но зато «рукастый» злоумышленник может снять с ключа копию и изготовить дубликат — например, из стержня для авторучки. Мы тоже использовали отнюдь не космические технологии: установили Рыцарь-Заслон на автомобиль Suzuki SX4 — и сняли его за 50 секунд с помощью довольно простого приспособления.
По понятным причинам детально описывать метод мы не станем, но, вторя рекламным слоганам Рыцарь-Заслона, можем смело заявить, что способ универсален, применим к любому автомобилю и гарантирует высокую повторяемость результата — проверено на трех экземплярах блокиратора Рыцарь-Заслон! Замок, правда, получает незначительные повреждения, но угоняют-то не замок, а автомобиль!
И как теперь относиться к тому, что уважаемое полицейское ведомство выдало изделию сертификат, подтверждающий высочайший уровень защиты? Трудно поверить, что «медвежатники в погонах» могли не заметить такую прореху. А если и впрямь не заметили (и на старуху бывает проруха), то... Разве мы не вправе рассчитывать на копию уведомления об отзыве или прекращении действия этого сертификата?
Кстати, в истории наших «угон-шоу» это не первая «сертификационная» нестыковочка: четырнадцать лет назад (АР №7, 2000) мы за 40 секунд вскрыли английский противоугонный блокиратор Autolock, имевший «охранные грамоты» от маститых антикриминальных центров Thatcham и Solid Secure.
-------------------
Так выглядели первые образцы подрулевого блокиратора с «механизмом Шлеппера», изготовленные 15 лет назад
Вставляем ключ в замок — и штифты выстраиваются в кодовое положение
Даже препарированный Рыцарь-Заслон выглядит породисто: технологическая культура производства этого изделия на высоком уровне!