Детский хоккей в Канаде
Экс-энхаэловец, тренер молодежи Джейми ХАСКРОФТ рассказал о том, как устроен молодежный хоккей в Канаде Джейми Хаскрофт – бьюсь об заклад, мало кто у нас помнит этого хоккеиста. Тем не менее 40-летний канадец провел 10 сезонов в НХЛ в роли защитника третьей пары. Хаскрофт выступал в «Нью-Джерси», «Бостоне», «Калгари», «Тампе», «Ванкувере», «Финиксе» и «Вашингтоне». То есть увидел практически все дивизионы НХЛ изнутри. Джейми прошел все возможные ступени в лестнице развития канадского хоккеиста и был вынужден закончить игровую карьеру после очередного сотрясения мозга.
Перед началом разговора коуч Хаскрофт вспомнил те далекие времена, когда лучшие советские хоккеисты на рубеже 80-х и 90-х годов только начинали уезжать в НХЛ. В свое время наш герой стал свидетелем дебюта Вячеслава Фетисова и Алексея Касатонова в «Нью-Джерси».
ДЕТИ – НАШЕ ВСЁ
— Говорят, что канадцы рождаются в коньках, — с улыбкой начинает монолог Хаскрофт. — Любой отец грезит надеждой увидеть свое чадо в НХЛ. Это – мечта жизни! Не успевают дети научиться нормально ходить, как добрые папаши цепляют им коньки на ноги — и вперед. «Выплывет» – будет толк.
Массового неорганизованного катания для развития юного хоккеиста, конечно, недостаточно. Поэтому многие канадские дети берут частные уроки у тренеров. Малыши до семи лет играют без особой системы. В этом возрасте ребенок влюбляется в хоккей, и давление на его психику какими-то принуждениями, нравоучениями может только оттолкнуть парня от игры.
Когда детям исполняется семь, их принимают в хоккейные коллективы при катках. Серьезными командами это не назовешь, ведь в тренировках могут принимать участие все желающие. В таком возрасте занятия носят облегченный характер и проводятся, как правило, раз в неделю. Упор делается на становление правильного катания. При этом никто не ограничивает родителей в проведении дополнительных занятий в индивидуальном порядке.
Начиная с девяти лет, детей условно делят на две группы. В первую из них, под названием reps (от английского representatives – представители), включают наиболее способных ребят, которые защищают честь своего катка в играх против сверстников с других площадок. Вторая группа – house (домашняя) – продолжает заниматься на катке без выездов на матчи.
При этом постоянно происходит ротация между домашней и представительской группами. Если ребенок вдруг прибавил в мастерстве, его переводят в группу рангом выше... Наблюдать за играми детей в таком возрасте – одно удовольствие. Улыбка не сходит с лиц родителей. Даже если команда уступает, ни у кого язык не поворачивается искать виновных в поражении. Счастье наблюдать за своими детьми-хоккеистами влетает родителям в копеечку. Например, нужно покупать амуницию, которая далеко не дешева. Но они платят абсолютно за все!
— Без сомнения, приоритет в бронировании льда остается за детскими хоккейными командами, — рассуждает управляющий катка Хаскрофт. – Все остальные на втором плане. Да, это большая группа спортсменов, в которую входят фигуристы всех возрастов, взрослые любительские хоккейные команды… Но дети – наше всё.
СКАУТЫ ИЩУТ НОВОГО КРОСБИ
— Чем старше становятся дети, тем ответственнее они относятся к хоккею. И тем отчетливее вырисовывается разница между ребятишками с талантом и статистами. В возрасте 11—12 лет детские команды начинают путешествовать на автобусе в другие города. Канада делится на пять хоккейных регионов. Учитывая большую плотность катков в каждом городе страны, такие турне не отнимают много времени. Молодые хоккеисты запросто могут совместить поход в школу с выездом на игру и возвращением домой в тот же день.
Хуже дело обстоит в США, поскольку игра не является такой же массовой, как у северных соседей. Количество соперников в регионе весьма ограниченно. Не платить же тысячи долларов за самолет, чтобы сыграть с командами из других штатов? На этом этапе развития юношей клубы проводят в среднем по 45 матчей за сезон, что уже является приличной нагрузкой для крепнущих организмов.
За турнирами начинают наблюдать скауты молодежных хоккейных лиг. Время летит быстро. Глядишь, через каких-то пять лет эти дети будут биться за звание чемпионов мира среди юниоров (до 18 лет), а затем покажут себя на молодежном первенстве планеты (до 20 лет). Если парень талантлив, он обязательно попадет на карандаш скаута. В Канаде уже вовсю трубили о вундеркинде Сидни Кросби, когда ему было всего 12 лет!
ЗВЕЗДА ИЗ СЕЛА КУКУЕВО
— Основной задачей скаутов на этом этапе является обработка родителей. Посмотрите на биографии многих канадских звезд — они родились и начинали играть в хоккей, если мыслить по-русски, в селе Кукуево провинции Затридевятьземельск. За примерами далеко ходить не нужно. Стив Айзерман делал первые шаги в хоккее в Кранбруке, провинция Британская Колумбия, — это 850 километров от Ванкувера. Крис Пронгер встал на коньки в Драйдене – 150 км на восток от Виннипега. Уверен, о таких населенных пунктах вы слышите в первый и последний раз. Список можно продолжить…
Мораль в том, что таланты в Канаде, где бы они ни рождались, обязательно попадут на тропинку в большой хоккей. Редко когда способные ребята обделены вниманием скаутов, агентов, команд молодежных лиг. Недаром же такая шумиха царит вокруг ежегодных драфтов НХЛ. Чем выше номер, тем больше шансов проявить себя в главной хоккейной лиге Северной Америки. Пример вашего Павла Дацюка, выбранного «Детройтом» в 20-летнем возрасте под 171-м номером, совсем не показателен. Это одно из чудесных исключений, подтверждающих железное правило.
И вот в жизни юного спортсмена наступает момент, когда нужно переезжать в хоккейный центр, чтобы его талант не зачах на родном катке. Взять тот же Сиэтл. В городе базируются две команды из канадской молодежной лиги ЗХЛ, но между ними и местным детским хоккеем – пропасть.
Когда подростки с помощью скаутов устраиваются в клубы, начинаются самые настоящие будни профессионального хоккеиста. В 15 лет игроки выходят на драфт юниорских лиг системы КХЛ (Канадская хоккейная лига). Проходит драфт по той же схеме, как и в НХЛ.
Помимо североамериканцев молодежная команда имеет право держать в своем составе двух легионеров. Ежегодно в середине лета Канадская хоккейная лига проводит «импортный драфт», где каждая команда может выбирать иностранцев. В основном это парни, хорошо проявившие себя на международной арене в юниорских соревнованиях. К примеру, этим летом капитан золотой юниорской сборной России Виталий Карамнов переехал в Эверетт, пригород Сиэтла.
ШЕСТЬДЕСЯТ МОЛОДЕЖНЫХ КОМАНД
— КХЛ объединяет три молодежные лиги по географическому принципу – ЗХЛ (Западная хоккейная лига), ОХЛ (Хоккейная лига Онтарио) и КЮХЛ (Квебекская юниорская хоккейная лига). Всего в систему КХЛ входит 60 команд из десяти провинций Канады и пяти штатов США. Каждая лига имеет свое территориальное владение. Молодые игроки заранее приписаны к определенной лиге по месту рождения. Допустим, хоккеист, родившийся в Ванкувере, может выступать только в ЗХЛ, но никак не в ОХЛ, которая базируется на востоке Канады.
В КХЛ выступают хоккеисты от 16 до 20 лет, причем 20-летних в заявке команды на матчи может быть только трое.
«А как же школа? — спросите вы. — Хоккей хоккеем, но учиться-то надо». Совершенно верно. Все игроки ходят в общеобразовательную школу, как обычные подростки. Затраты берет на себя команда, в которой играет хоккеист.
Люди, ответственные за составление расписания, очень трепетно относятся к этому вопросу. Как правило, большинство матчей проводится в выходные. От этого выигрывают все – и хоккеисты, которые могут спокойно заниматься учебой, и болельщики, которым проще пива попить на арене именно в уик-энд. Да-да, именно болельщики. Знаете ли вы, что рекорд посещаемости хоккейного матча принадлежит вовсе не НХЛ, а молодежному хоккею? В 2001 году за битвой двух студенческих команд из штата Мичиган наблюдало 74 тысячи зрителей! – потрясает меня энциклопедическими знаниями Хаскрофт.
ПРИЕМНЫЙ СЫНОК
— Когда молодые хоккеисты меняют место жительства, то они нередко поселяются в чужих семьях. Игроку выделяется отдельная комната со всеми удобствами, парня кормят, как родного сына... Что получает за это семья от команды? Абонементы на домашние матчи клуба на всю семью плюс 200 долларов на пропитание ребенка. Больше ничего!
В свою семью прописывают игрока настоящие фанаты. Они чувствуют гордость за то, что могут помочь любимому клубу. Представьте себе всю крутость фразы: «У меня живет звезда нашей молодежной «банды» Сэм Смит!» В Северной Америке трепетно относятся к подобным заявлениям. Сразу чувствуешь себя Марио Лемье, который поселил в своем доме Сидни Кросби. Ну или Сергеем Гончаром, «усыновившим» Евгения Малкина. Повторю: никаких денежных поощрений семье от команды не идет. Только по ходу сезона в клубе устраивается вечеринка, куда приглашаются все «родители».
С жильем и школой разобрались. Осталось выяснить гонорары хоккеистов. Зарплат у игроков в молодежных лигах… нет. Есть только так называемые стипендии. В зависимости от стажа игрока в команде он получает от 60 до 130 долларов в неделю.
ХОККЕЙ ИЛИ ДИПЛОМ?
— Прежде чем молодой игрок подписывает стандартный договор с одной из трех лиг системы КХЛ, у него есть два выбора:
1. Играть в молодежной лиге, пытаться попасть в НХЛ или в фарм-клуб и зарабатывать на жизнь хоккеем.
2. Идти в колледж или университет, чтобы получать бесплатное образование, параллельно занимаясь хоккеем и выступая за свое высшее учебное заведение. А уже став дипломированным специалистом, решать: или пробиваться в большой хоккей, или посвятить себя приобретенной профессии.
Оба варианта хороши. В чем отличия? Как мы уже выяснили, по своей структуре КХЛ очень похожа на НХЛ и оттуда проще попасть в сильнейшую лигу мира. Но посмотрим правде в глаза: сколько молодых хоккеистов, варящихся в котле КХЛ, подойдут для НХЛ? Единицы. Большинство же попадет в лучшем случае в фарм-клубы АХЛ (Американская хоккейная лига, где выступают дочерние команды НХЛ. — Прим. ред.). А ведь там зарплаты на несколько порядков ниже энхаэловских ($3—5 тыс. в месяц. — Прим. ред.). Стало быть, заработать хоккеем на безбедную старость очень сложно. Поэтому перспектива пойти учиться в престижный университет, к тому же бесплатно, выглядит как неплохой альтернативный план.
К 22 годам хоккеист уже может получить высшее образование и при этом быть в отменной форме, чтобы попытаться осуществить мечту жизни и завоевать место в НХЛ. А если хоккей к тому времени осточертеет, то годы, посвященные учебе, не пройдут даром.
По сравнению с молодежной лигой университетский хоккей не изобилует большим количеством силовых приемов, там запрещены драки. Оно и понятно: в хоккей играют головы, которые нужно беречь. Количество матчей на студенческом уровне редко превышает сорок за сезон, в то время как регулярные сезоны в молодежных лигах затягиваются на 60 с лишним игр плюс плей-офф из серий до четырех побед.
К минусам университетов относится невозможность перехода в команду другого вуза. Скажем, если хоккеист повздорил с тренером, то по сути это означает конец его карьеры. Ведь здесь речь идет о программе обучения в данном университете, которая, как правило, не принимается в других заведениях. При этом студенты не могут играть в молодежных лигах, иначе они лишаются привилегии бесплатного обучения.
— Вот так устроен молодежный хоккей в Канаде, — завершает свой рассказ Хаскрофт. – Это тот самый фундамент, без которого не была бы так сильна НХЛ.