17 КИНОЛЯПОВ ВЕСНЫ
В этом фильме разведчик - это интеллектуал, а не чугуноголовый стрелок/пилот/мотогонщик/боксёр/и.т.д. из бесконечно-однообразных "action". Штирлиц здесь, как персонаж, ближе к Джону Ле Карре, чем к Яну Флеммингу. Замечательная режиссура Татьяны Лиозновой, прекрасная игра большинства актёров: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Ростислав Плятт, Олег Табаков, Лев Дуров! А сколько анекдотов породил сериал! Ещё бы - самом конце фильма, когда Штирлиц, прогуливаясь по обочине и размышляет, возвращаться ли ему в Берлин - раз! и мимо проносятся "Жигули" и самосвал «ЗИЛ-131» с прицепом, отражаясь в окне трофейного "Мерседеса" - значит, победа совсем близко. А сцена встречи Штирлица-Исаева с женой - это классика кинематографа, лучше - только сцена в душе в Хичкоковском "Psycho". А Таривердиевская музыка в фильме - сколько там импровизации!
И, тем не менее, моя ирония сильнее любви:
№1. На работу, как на праздник!
Большую часть фильма Макс Отто фон Штирлиц ходит в чёрном мундире SS, прекрасно сидящем на актёре Вячеславе Тихонове. Ну помните - 100 белоснежных рубашек, дубовые листочки в петлицах. Одно только "Nein!" - это SS-овский мундир образца 1934 года и ходить в нём на службу после введения новой формы после 1939 года - это как во фраке на пляж.
Информация к размышлению: свой чёрный мундир SS-овские модники перестали носить после формирования собственных воинских дивизий - чёрная форма стала признаком "тыловой крысы", уклоняющейся от передовой. Всё быстренько переоделась в полевую форму Вермахта серо-зелёного цвета классически-немецкого feldgrau, которая отличалась от остальных родов войск только петлицами, цветом кантов-опушек и фирменной черепушкой на фуражке. В невостребованную форму одели полицаев на оккупированных территориях, начисто споров с неё знаки отличия.
№2. Мундир SD.
Каждодневный мундир Штирлица должен быть синюшно-серым, как у сильно испуганной мыши.
Правда, он разочек появляется в нём, но только на несколько секунд: "Чёрное - это стиль!"
№3. Только для ветеранов.
На правом рукаве чёрной униформы у Мюллера и Штирлица - V-образный шеврон. Такой шеврон полагался только орлам "старой гвардии", вступившим в SS до 30 января 1933 года, Мюллер же попадает в SS в 1934 году, при переводе из политического отдела мюнхенской полиции в Берлин он автоматически становится унтерштурмфюрером.
Штирлиц в начале 33-го года по документам вообще Максим Максимович Исаев.
№4. Партийный значок.
И Штирлиц, и Мюллер носят "Золотые" партийные значки члена NSDAP, они большего размера и имеет ободок из лавровых листьев.
Он вручался ветеранам NSDAP, вступившим в партию до 1933 года (по другим данным - первым 100 тысячам членам партии), реже - за партийные заслуги. Штирлиц, по роману Юлиана Семёнова, в Германии - с 33-го года, а вот про Генриха Мюллера точно известно, что он вступил в NSDAP вообще в 1939 году и подобный знак вряд ли носил.
№5. Железные кресты Штирлица.
Когда Штирлиц не в гражданском - всегда на нём Железный крест. Точнее, на левом кармане мы видим крест первого класса, крест второго класса не носился, иногда он присутствует в виде ленточки, продетой сквозь петлицу мундира, иногда - на наградной колодке.
По Юлиану Семёнову: Штирлиц не является засланным казачком с поддельными документами - Максим Исаев с 1933 года внедряется в Германию, вступает в ряды NSDAP, потом в SS, делает карьеру в разведке, дослуживается до штандартенфюрера (полковника - по нашему) и вроде как свой Железный крест он получает из рук Гитлера, что для 1-го класса - редкость. Интересно, когда он, воюя на фронте, успел сделать карьеру в политической разведке?
Потому что Железный Крест - награда, вручаемая исключительно за заслуги на поле боя и чтобы её получить, надо угробить кучу народа. Вопрос для Нюрнбергского трибунала - где и за какие шиши свои железки получил подсудимый Макс фон Штирлиц?
№6. Отличный спортсмен.
На мундире Штирлица виден ещё один знак - спортивный знак DRL (Имперский Союз физической культуры).
Носить спортивный знак в конце войны, то же самое, что рядом со Звездой Героя повесить значок "Готов к труду и обороне".
№7. Наградная колодка Мюллера.
Если приглядеться, наградная колодка, что над левым карманом мундира, на шефе Гестапо собрана неверно. Из 5-и(!) видимых на ней лент первыми идут две видимо, за выслугу лет(?), потом лента памятной медали участнику Первой мировой, потом - вроде за аншлюс Судетской области и ещё что-то полосатое. Реальные Генриха Мюллера награды были другими.
Награды папаши Мюллера были другими: Железный крест 1-го класса (за Первую Мировую, повторное награждение), крест Военных заслуг 1-го класса Рыцарский крест Военных заслуг (с мечами). Колодка: ленты Железного креста 2-го класса ( повторное награждение), крест Военных заслуг 2-го класса (с мечами), почётный крест мировой войны 1914/1918 (с мечами), аншлюс Австрии, аншлюс Судетской области, орден "За военные заслуги" (Бавария, Первая Мировая) и ещё 5 наград.
Кстати, в большинстве немецкие награды в советских фильмах 60-70-ых - подлинные, на базу "Мосфильма" их передали после войны.
№8. Вот так встреча!
Когда Генрих Мюллер, идя по коридору, встречает Вальтера Шелленберга и Макса Штирлица, то очень удивляется - Ба! Еще бы не удивиться! Гестапо - на Принц-Альбрехтштрассе, 8 и 9, а служба Шелленберга по адресу: Беркаерштрассе, 32. Это - вообще в другом конце Берлина.
№9. Информация к размышлению.
В справке о Йозефе Геббельсе сообщается, что он был назначен гауляйтером Берлина в 1944 году - за заслуги, проявленные при подавлении "Заговора генералов". На самом деле он занимал эту должность с 26 октября 1926 года, задолго до прихода нацистов к власти, и оставался на ней до своей смерти 1 мая 1945 года.
Далее сообщается: "Образование среднее". На самом деле Геббельс был доктором философии Гейдельбергского университета, в 1922 году защитил диссертацию об истории драматургии - это почти по специальности.
О Геринге: "Образование - среднее". Ну, знаете?! Он окончил Военную академию в Карлсруэ и военное училище в Берлине "Лихтерфельде" - с наивысшей возможной суммой выпускных оценок, за что имел личное поздравление от кайзера Вильгельма.
№10. Это - провал, Кэт!
На вопрос мнимого "страхового агента" в роддоме, куда Катя Козлова (радистка Кэт) попадает после бомбёжки: "Где была заключена страховка, фрау Кин?", она отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе».
Эти улицы параллельны другу.
№11. Какие могут быть допросы?
Штирлиц забирает арестованную радистку Кэт из Гестапо. Между тем SD, ведомство Шелленберга не имело права проводить аресты на территории Германии. Далее по фильму, Штирлиц ведёт допрос радистки Кэт. Служба политической разведки, где в поте лица трудился Штирлиц, вообще не имела права на ведение следственной деятельности. Включая допросы арестованных.
№12. Кто вы, пастор Шлагг?
Пастор - так называется протестантский священник и службу он проводит в кирхе (церкви протестантов). Однако в Швейцарии пастор встречается с своими коллегами-католиками, в документах Гестапо указано, что пастор – католический священник. Ну Гестапо, ну путаники!
№13. А ну-ка, положи мой чемоданчик!
Принцип работы спецслужб Рейха - каждый занимается своим узким участком, и никакое контакты между ведомствами не возможны в принципе. По фильму - все спецслужбы сидят в одном здании, как пауки в банке. Штирлиц (SD) видит в коридоре проносимый солдатами знакомый чемодан с рацией и заходит вслед за ним в кабинет Рольфа (Гестапо): "Снотворного, danke schön!". Какое снотворное, все спецслужбы стонут, что спят по три часа в сутки!
№14. Секретная разработка НКВД?
Фломастером Штирлиц рисует четыре карикатуры на Гиммлера, Бормана, Геббельса и Геринга. Откуда у Штирлица самым таинственным образом появился подобный инструмент в 1945 году? Первые фломастеры поступят в продажу в Японии 17 марта 1960 года.
№15. Не горит, железяка!
Диктофон марки "Siemens", которым пользуется Штирлиц, записывая свой трёп с Борманом, на самом деле плохо замаскированный советский диктофон «Электрон-52Д» 1969 года выпуска, он транзисторный. Первый транзистор был создан в 1947 году, уже после войны. Штирлиц сжигает на кухне магнитную ленту с записями доносчика Клауса - в магнитофонах того времени запись велась на проволоку, покрытую магнитным составом.
№16. Вас никогда не возьмут в SS.
Блондинка-"эсэсовка" Барбара Крайн не могла служить в чине унтершарфюрера SS в 4-м отделе РСХА. Женщины привлекались к службе только в особых вспомогательных частях Вермахта, со своей системой званий. Никаких женщин-офицеров или женщин-сержантов в SS не существовало и представить ситуацию, когда женщина приказывает мужчине, даже младше по званию...
Когда фильм показывали в ГДР, говорят, немцы в этом месте падали со стульев.
№17. Сколько времени, группенфюрер?
Часы, висящие в кабинете Мюллера, легко узнаваемы. Советская марка "Слава", видимо трофейные. Штирлиц тоже испытывает тягу к отечественной продукции - он убивает агента Клауса из пистолета Макарова. Конечно, немецкий "Вальтер" для точного выстрела не годится.