Читать проекты новых законов, постановлений, правил, ГОСТов – занятие неблагодарное. 90% проектов либо отклоняются, либо от их первоначального содержания в конечном варианте не остается ничего. Чтобы не тратить попусту время, лучше читать уже готовые документы, ожидающие вступления в силу.
С 15 января 2016 года вступают в силу поправки в три закона – в КоАП, в закон «О безопасности дорожного движения» и в закон «Об исполнительном производстве».
В закон «О безопасности дорожного движения» наряду с термином «Прекращение права управления» вводится новый термин «Приостановление права управления». Он означает, что государство получило возможность вводить временное ограничение на пользование правом управления. Другими словами, водителя никто вроде бы прав и не лишает, но если ограничение в отношении водителя действует – садиться за руль нельзя.
Если водителя, ограниченного в праве, заметят за управлением автомобилем, то по вновь введенной в Кодекс об административных правонарушениях статье 17.17 могут лишить прав на срок до одного года или отправить на обязательные работы в объеме 50 часов, то есть заставят подметать улицы, красить заборы и т.д.
В каких случаях водителю грозит приостановление права управления? Грозит оно только после того, как водитель отказался добровольно выполнить требования судебного пристава:
о взыскании алиментов;
о возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением;
требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей;
требований о взыскании административного штрафа.
Список исчерпывающий.
Наиболее интересен водителям последний пункт – о неоплате штрафов. Но просто так за неоплаченные штрафы право управления не приостановят.
Во-первых, сумма штрафов должна превысить 10 тыс. руб.
Во-вторых, сами штрафы должны быть наложены за нарушения именно в области дорожного движения.
В-третьих, водителю дается на добровольное погашение задолженности 5 дней, после того как приставы вручат ему постановление о возбуждении исполнительного производства.
В-четвертых, если штрафы наложены не судом, то пристав обязан сначала обратиться в суд, чтобы получить добро на приостановление права управления.
В-пятых, пристав пишет постановление о временном ограничении права управления.
В-шестых, утверждает постановление у начальника.
В-седьмых, выдает под роспись копию постановления водителю.
В-восьмых, отправляет еще одну копию в ГАИ.
Абы на кого без разбора временное ограничение на право управления не накладывается. Нельзя приостанавливать право в отношении водителя-профессионала, водителя-инвалида, или если водитель живет в местности, куда не ездят автобусы, не ходят поезда, и не летают самолеты.
Самая большая сложность во всей процедуре – это вручение постановления о приостановлении права управления водителю. Если водитель на вызов судебного пристава не явился, то на следующий день его могут подвергнуть приводу. Но как минимум место нахождения водителя должно быть известно. Теоретически заочное ограничение права недопустимо. И самым заинтересованным лицом во вручении копии выступает сам пристав.
Допустим, пристав не стал искать водителя, а копию постановления переслал в ГАИ и успокоился. Водитель о том, что действие его прав приостановлено, не знает и ездит. Его останавливают, предъявляют правонарушение по ст. 17.17 КоАП и отправляют дело в суд с прицелом на лишение прав. Водитель нанимает адвоката, тот запрашивает в службе приставов исполнительное производство, устанавливает, что попыток вручить копию постановления водителю пристав не сделал. Дело по ст. 17.17 КоАП разваливается за отсутствием состава правонарушения: водитель не знал и не мог знать, что его право управления ограничено.
Но за услуги адвоката денежки уплачены. По суду эти деньги возвращают водителю из казны, следовательно, нанесен ущерб государству. Остается написать заявление в прокуратуру, и деньги в казну вернут, высчитав их из зарплаты нерадивого пристава.
Из вышеперечисленного следует, что приостановление права управления для пристава процедура муторная и введена она больше для того, чтобы напугать обывателя. И действительно, когда по телевизору рассказали о новом законе, несознательная часть населения от греха подальше ринулась оплачивать штрафы. Представляю себе, какая очередь выстроится к приставам, когда по телевизору начнут показывать граждан, которым запретили ездить.
Сознательная часть населения давно живет по принципу: штрафы либо оплачиваются, либо обжалуются. Сидеть и надеяться на «авось пронесет» не солидное поведение для взрослых дяденек. В принципе, статья является подтверждением правильности подобного курса. От случайностей на дороге никто не застрахован, и если водителю вдруг выписали штраф, то возникает необходимость выполнить какие-то действия. Бездействие ведет к приостановке права управления.