Ну и в продолжение:Через девять лет столица Финляндии Хельсинки собирается отказаться от частных автомобилей. Здесь уже развивают систему общественного транспорта, всегда готового к услугам каждого горожанина. Но что произойдет, если москвичам запретят иметь личные машины?
Москва последовательно пересаживает собственных жителей на общественный транспорт. Вернее, силой вытаскивает из личных автомобилей. Дальше – пешком. Или на велосипеде. Или - в переполненное метро. Или – на остановку автобуса/трамвая. Сужение дорог, плата, а еще лучше, запрет парковок, перспектива покупать билет на въезд в центр города – столичная мэрия надеется таким способом решить проблемы и пробок, и экологии.
Получается сурово и, как считают муниципальные власти, эффективно. Правда, мы продолжаем стоять в пробках по утрам и вечерам. В центре города автомобилей теперь меньше – просто потому, что тротуары расширены – однако, не стало свободнее. Действительно: сузили дороги, сократилось количество машин. Но плотность потока не уменьшилась! А, может, даже возросла. Люди упираются, хватаются за руль, царапают ногтями обивку сидений, только бы не покинуть собственный автомобиль.
Если не считать метро, общественный транспорт по своей эффективности не может спорить с автомобилями. Попробуйте с помощью мобильного приложения построить пару маршрутов: один - по собственному району, другой – через весь город. Быстро поймете: не имея желания залезать под землю, вам придется потратить часа полтора только на передвижение в одну сторону в радиусе 5-8 км. Что же касается путешествия через город, наземным общественным транспортом это устроить просто нереально. Здесь лишь дорогое такси может быть альтернативой метро.
Многослойная структура общественного транспорта и ее тонкая настройка, говорят эксперты – единственный путь, по которому можно прийти в «общественный рай». «Посмотрите на Париж, - предлагает архитектор, градостроитель Илья Заливухин. – Помимо традиционной подземки, здесь функционирует сеть городских наземных электричек и такая же развитая система автобусов, которыми вы можете спокойно проехать через весь город вместе с его пригородами. Точно так же устроена инфраструктура для пешеходов и, скажем, велосипедистов. И все эти паутины тонко увязаны друг с другом!»
Конечно, по мнению г-на Заливухина, можно и нужно оглядываться на Хельсинки. Но Москва должна отдавать себе отчет, что лет 25 она шла в противоположном направлении, в американском стиле, по пути уничтожения общественного транспорта. Нет оснований полагать, что обратный путь будет коротким. Если все же представить Москву без автомобилей, у нее будет иной сама структура: жизнь должна будет концентрироваться вдоль транспортных маршрутов и вокруг пересадочных узлов.
Про общественный рай также вспоминает председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов: «Можно, конечно, представить себе коммунизм без личных машин. Но я не думаю, что москвичи откажутся от общедоступного транспорта. А сейчас это только автомобили!» По его мнению, если и фантазировать на тему мира без машин, это должен быть невероятно удобный и вездесущий транспорт на автопилоте. Никакого человеческого фактора!
Также в технологическом ключе рассуждает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. По его мнению, не только Хельсинки, но и Москва уже вступила в эпоху перевозок по цифровым технологиям. «Мы движемся ураганными темпами в Digital Age Transportation! Уже сегодня мы пользуемся сервисами вызова такси или каршерингом, которые были немыслимы раньше. Осталось лишь решить юридические вопросы. Например, по Женевской конвенции о дорожном движении, за рулем автомобиля всегда должен быть человек. Это сдерживает, скажем, развитие каршеринга с автоматической подачей машины. Но это все решаемо, и в самое ближайшее время!» – уверен г-н Блинкин.
По расчетам эксперта, переход на пользование автомобилем «по потребности» сократит количество машин в городе в несколько раз. «Посмотрите на Милан – предлагает г-н Блинкин. – Это был самый автомобильный город Европы, 700 машин на тысячу жителей. Но развитие общественного транспорта уже привело к падению количества автомобилей до 500 на тысячу человек, а до конца десятилетия это число снизится до 300». Но и такая цифра, говорит эксперт, не является пределом. По его оптимистичным прогнозам, даже в Москве индивидуализация общественного транспорта приведет к невероятной цифре всего в 100 автомобилей на тысячу жителей! Век «Форда» с его «автомобилем для каждого», - резюмирует г-н Блинкин, – уйдет в прошлое.
«Город без машин? Чушь! – уверен первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков. – В Финляндии свои правила, пусть хоть на повозках ездят, а у нас такого быть не может». По мнению депутата, барьером «в коммунизм» станет российская Конституция, в которой записаны гарантии о свободе передвижения. «Нельзя нарушать единое транспортное пространство, - уверен эксперт. – Кроме того, город без машин – это огромная инфраструктура, огромная финансовая нагрузка на муниципальные власти!» Вместе с тем, г-н Лысаков признает, что, например, центр города столичная мэрия все-таки сможет закрыть для автомобилей. Для этого у нее хватит полномочий, «но если запретить личные автомобили для всего города, то это решение будет оспорено».
Действительно, идея города без личных автомобилей может быть похоронена лишь по финансовым соображениям. Пока нет ответов на вопросы: чем займутся в таком случае автомобильные дилеры и автосервисы, магазины запчастей и автохимии, шиномонтажи, заправки, страховые компании. Что будет с уже построенными гаражами и паркингами? И сможет ли мэрия отказаться от заработка на парковках и эвакуациях? А ведь еще есть доходы от транспортного налога и, например, штрафов за нарушение ПДД.
Впрочем, все может случиться гораздо банальнее. Если идея с отказом от личных авто выстрелит, что помешает многим москвичам оформлять машины на баланс организаций?