Слушали радио - там ничего. Звонили домой, узнавали есть что по телеку или нет - практически тишина. Хорошо что инет пока не запретили!
Итак, что же это было?
Оказывается, нам "повезло"! Такие события происходят с регулярностью раз в 10 лет - просто День сурка какой то!
В Кабардино-Балкарии разгорелся межнациональный конфликт, поводом для которого стало проведение кабардинцами конного похода в честь 310-летия Канжальской битвы.
Канжальская битва — ночное сражение 1708 года, в ходе которого кабардинцы под предводительством князя-валия Кургоко Атажукина нанесли поражение войскам крымского хана Каплан-Гирея, состоявшим из турок и крымских татар. В 2013 году Институт российской истории РАН отметил, что битва у горы Канжал «имеет важнейшее значение в национальной истории кабардинцев, балкарцев и осетин». В то же время среди тюркских народов распространено отрицание самого факта сражения.
Причиной военного конфликта было нежелание кабардинцев платить дань крымскому хану и османскому султану. Крымские татары и османы — всего примерно 20 тысяч человек (во главе с ханом Каплан-Гиреем) выступили в Кабарду для усмирения кабардинцев. Благодаря действовавшему тогда Константинопольскому мирному договору (1700г.) крымцы и османы рассчитывали на невмешательство русских, а потому ожидали лёгкой победы над малочисленными кабардинцами.
Известно, что первоначально кабардинцы устроили пожар в стане врага, затем в атаку пошли 7 тысяч конницы во главе с князем Кабарды Кургоко Атажукином. Идея тактики внезапного нападения была предложена Джабаги Казаноко. Турецко-крымское войско было уничтожено за одну ночь. Сумела бежать лишь малочисленная группа крымцев во главе с Каплан-Гиреем.
Иностранные источники сообщают разные цифры по численности крымско-османского войска, цифры колеблются значительно — от 20 до 100 тысяч человек.
В 2008 году Кабарда празднично отметила 300-летие победы в Канжальской битве. Черкесские активисты организовали конный поход к предполагаемому месту битвы, в ходе которого на горе Канжол был установлен памятный знак — «воткнутый в землю кинжал, символ, который в старину означал, что данная земля завоёвана».
Многие представители балкарского народа считают, что важность Канжальской битвы переоценена, или что ее не было вовсе. И вот, в очередной раз, события повторились, как десять лет назад. Тогда, во время конного пробега в честь 300-летия Канжальской битвы, произошел конфликт между его участниками и жителями села Кенделен. Балкарцы отказались пропустить всадников, заблокировали проезд и устроили митинг. Выкрикивая «Канжальской битвы не было» и размахивая плакатами «Не дадим застолбить землю», они хотели вынудить незваных гостей обогнуть населенный пункт. Два дня продолжалось противостояние: старики, женщины, дети, враждебно настроенные мужчины, вооруженные арматурой, - улицы были полны и днем, и ночью. Для погашения конфликта стянули сотни полицейских и ОМОН. В результате в сопровождении мужчин в камуфляже всадникам удалось проехать через селение. Казалось, конфликт исчерпан, выводы должны быть сделаны с обеих сторон. Но нет. Спустя десятилетие ситуация повторяется.
Страсти накалились задолго до 310-й годовщины Канжальской битвы. Ее, к слову, считают одним из переломных моментов в истории черкесов. Потому отмечать дату собирались с размахом. Помимо танцев и застолий решено было отдать дань уважения павшим героям: проехать на конях к месту сражения, горе Канжаль. Путь должен был пролегать через село Кенделен, населенное балкарцами. Однако за три дня до мероприятия местные силовики вызвали на серьезный разговор инициаторов похода - членов общественной организации «Шууей Хасэ», что в переводе на русский звучит как «Собрание всадников».
После беседы с представителями МВД большинство желающих отправиться в поход распрощались с этой идеей. Заявки подавали свыше 200 человек, к подножию горы поехали только 30. «Конный полк» возглавил 54-летний Ибрагим Яганов. Этот общественный деятель прославился отстаиванием прав черкесского народа, в 90-е годы во время грузино-абхазского конфликта командовал батальном добровольцев, получил звание Героя, ныне занимается разведением коней. Он, посоветовавшись с другими участниками похода, принял решение объехать село, несмотря на то, что так путь станет намного длиннее и опаснее.