Как все прошло и о чем договорились?Переговоры в нормандском формате продолжались около восьми часов. Сначала президент Украины Владимир Зеленский провел двухсторонние встречи с французским главой государства Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель. Затем стартовали переговоры в четырехстороннем формате, с участием президента РФ Владимира Путина, которые прерывались для того, чтобы Зеленский и Путин поговорили с глазу на глаз.
По всей видимости, главным безусловно положительным результатом встречи стал сам факт возобновления работы “Нормандской четверки” на высшем уровне, которая с учетом нежелания России привлекать других международных посредников остается самой результативной площадкой по урегулированию конфликта на Донбассе.
По результатам встречи “Четверка” опубликовала “согласованные выводы”, состоящие из трех частей: “Неотложные меры по стабилизации ситуации”, “Мероприятия по имплементации политических положений Минских соглашений” и поручения главам МИД готовить следующую встречу (она должна пройти через четыре месяца). Каких-либо обязательств в этом документе нет: стороны, например, констатируют “приверженность полной и всеобъемлющей имплементации прекращения огня”, обещают “поддержать договоренности в рамках трехсторонней контактной группы”, которая должна согласовать три новых участка разведения сил, и так далее.
Тем не менее в итоговом коммюнике и на пресс-конференции после переговоров главы государств обозначили несколько направлений, по которым достигли прогресса.
Полное и безусловное прекращение огня до конца 2019 года; согласование плана разминирования. Для верификации “режима тишины” лидеры государств договорились расширить мандат специальной мониторинговой миссии ОБСЕ: она должна вести наблюдение 24 часа в сутки (Меркель отмечала, что сейчас СММ ОБСЕ работает только 12 часов), семь дней в неделю.
Открытие новых пунктов пропуска на линии соприкосновения. “Нормандская четверка” поручила трехсторонней контактной группе решить этот вопрос в течение месяца.
Обмен удерживаемыми лицами по формуле “всех на всех” до 31 декабря 2019 года. При этом Путин подчеркнул, что речь идет об обмене “всех установленных на всех установленных” (еще при президенте Петре Порошенко обмены несколько раз срывались как раз из-за того, что сторонам не удавалось согласовать списки людей, подлежащих обмену). Верификацией списков должен заниматься Международный комитет Красного Креста. По словам Владимира Зеленского, до конца года домой могут вернуться 72 украинца, которых удерживают боевики на Донбассе.
Разведение сил и средств на трех новых участках линии соприкосновения. Участки пока не определены – согласованием должна заняться трехсторонняя контактная группа. В отличие от разведения в Станице Луганской, Золотом и Петровском, разведение на новых участках должно проходить одновременно, заявлял Зеленский.
Продление на год действия закона “Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей” (так называемый закон об "особом статусе" Донбасса). Таким образом, принимать новый закон с имплементированной в него “формулой Штайнмайера” Верховная Рада Украины пока не будет. “Нам легче сейчас продлить этот закон и позже внести "формулу Штайнмайера", видя определенные шаги с той стороны, что мы приближаемся к деэскалации. [Принимать новый закон], мне кажется, сложно, и нам потом могут выкручивать руки. А этот закон уже есть, и мы его продлим. Он временный. Меня сегодня спросили: почему не на пять лет, не на 10? Я честно ответил всем представителям нормандского саммита: "Мы не знаем, что будет через пять лет, через 10, а продлить на год – это нормальное предложение”, – заявил Зеленский.