Хочу поделиться с начинающими, а может и не только, водителями несколькими ньюансами в работе с коробкой автоматом и блокировками на гражданском бездорожье, куда регулярно попадают большинство туристов, рыболов, охотников. Речь будет идти о машине с коробкой 6-ступкой, раздаткой с центральной межосевой блокировкой, штатной задней межколесной блокировкой, и 4WD блоком управления с гидравликой первого поколения, где из внедорожных помощников доступны только DAC и, возможно, HAC. При наличии системы "интеллектуальных помощников" принципы езды скорее всего будут другими. Как говорится, не знаю не пробовал.
Машина удивительно легко преодолевает многие участки бездорожья без дополнительных телодвижений!
1. Проселочная дорога, в том числе с гребенкой после работы грейдера. Не трогаем ничего. Включив, например, центральную блокировку вы, в общем случае, сделаете только хуже. Проверено.
2. Песок. Замедляемся, на ходу включаем кнопку 2ND START и переводим коробку в S2. Больше заранее не трогаем ничего. Если нужно остановиться на песке, тормозами не пользуемся.
3. Участки бездорожья, где разные колеса могут получить разное сцепление с грунтом. Сюда относятся и пересеченка, и говна. В общем, есть два способа пройти такой участок: с ходу и тихой сапой. Здесь нас поджидает ньюанс: для проезда с ходу на машине нельзя включить заднюю блокировку без перевода раздатки в режим L4. Поступаем следующим образом.
3а. Проезд с ходу.
- Заранее на ходу включаем центральную блокировку. Именно так. Фактическое включение произойдет сразу же или через несколько секунд при плавном замедлении. Это проще и быстрее, чем включаться на остановке и потом начинать движение.
- Останавливаемся. Переводим коробку в N, потом раздатку в L4. Включаем заднюю блокировку. Фактическое включение произойдет при дальнейшем движении, сразу же в момент попадания задних правого и левого колес на грунт с различным сцеплением.
- Нажимаем кнопку 2ND START, переводим коробку в S1 и начинаем разгон. Быстро переключаемся на S2 и преодолеваем участок с ходу.
Почему важна именно такая последовательность? Дело в том, что когда коробка находится в режиме S, кнопка 2ND START имеет несколько другую функцию не описанную в руководстве, а именно удержание коробки на первых двух передачах. Другими словами, кнопка 2ND START дает нам "секвентальное переключение первой и второй передач", в отличие от "защиты от переключения наверх". Попробуйте, например перейти из S1 в S2 с кнопкой и без, в первом случае переход произойдет сразу же и вне зависимости от скорости. Звучит сложно на бумаге, но сделайте это на практике и вы быстро поймете в чем тут дело.
- Проехав участок, отключаем заднюю блокировку на ходу, проезжаем еще несколько десятков метров и останавливаемся. Фактическое отлючение произойдет либо еще при движении, либо при остановке.
- Переводим коробку в N, потом раздатку в H4. Отключаем центральную блокировку. Фактическое отключение произойдет сразу же.
- Отключаем режим 2ND START, переводим коробку в D и начинаем обычное движение.
Четко следуя такой последовательности, вы избавитесь от различных судорожных телодвижений при отключении блокировок и сократите число остановок всегда до одной.
3б. Проезд тихой сапой.
Поступаем аналогично выше, но проходим участок в режиме S1. Переключаемся "в ручную" с S1 на S2 и назад когда возникает такая потребность. Опять же, сделайте это на практике и вы удивитесь насколько лучше получается контролировать машину в режиме секвентального переключения первых двух передач.
Желаю ни хвоста, ни чешуи всем рыбакам. Свой сезон в этом году я уже закрыл.