Парламентарии Киргизии (КР) предлагают отменить действующий в стране запрет на тонировку автомобильных стекол. Речь, правда, идет только о затемнении передних боковых окон машин.
Запрет на тонировку лобовых и передних боковых стекол действует в Киргизии с 2004 года. Ввели его, руководствуясь соображениями безопасности. Было замечено, что водители в затонированных машинах невнимательны на дороге, чаще сбивают пешеходов и становятся виновниками ДТП. Исключение было сделано лишь для президентского и правительственных кортежей и так называемых автомобилей оперативного прикрытия, используемых сотрудниками правоохранительных органов. Владельцев других авто с тонировкой стали штрафовать. За все время действия запрета количество водителей, подвергшихся такому административному наказанию, составило более 20 тысяч человек, а общая сумма штрафов перевалила за 5 миллионов сомов.
По истечении восьми лет законодатели пришли к выводу: запрет на тонировку автомобильных стекол как мера предотвращения нарушений правил дорожного движения себя не оправдал. Поэтому сегодня парламентарии и предлагают разрешить тонировку боковых стекол автомобилей. Но не просто так, а взимать за это с водителей ежегодный налог в размере 100 долларов.
- По моим подсчетам, около 30 тысяч автолюбителей согласятся заплатить эту сумму, - заявил инициатор поправок в законодательство депутат Данияр Тербишалиев. - Каждый год в бюджет таким образом будет поступать порядка 100 миллионов сомов. Деньги можно использовать для ремонта дорог или оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. 160 автомобилей имеют официальное разрешение на тонировку стекол (по данным главного управления безопасности дорожного движения Киргизии).
- Для владельцев дорогих авто штрафы - не проблема, - объяснил корреспонденту "РГ" Тербишалиев. - Причем взимание штрафов за тонировку является самой коррупционной схемой в ГУБДД. Сегодня надо разрешить гражданам республики тонировать хотя бы боковые стекла. А то получается, что чиновники могут это делать, а простые люди - нет. А тонировка-то нужна только для защиты от солнца и перегрева.
Начальник главного управления безопасности дорожного движения Киргизии Талантбек Исаев, в свою очередь, категорически против отмены запрета. "Из-за тонировки, к примеру, не видно, кто управляет автомобилем, пристегнут ли ремнем безопасности, разговаривает ли по сотовому телефону. Сегодня 160 машин в республике ездят с официально разрешенной тонировкой, а три года назад ГУБДД предлагало запретить использовать тонировку всем без исключения", - поясняет он.
Как утверждают в главном управлении безопасности дорожного движения КР, в Европе, к примеру, автомобильные стек-ла действительно затемняют с целью защиты от солнца. А в Киргизии это, в первую очередь, признак "крутизны" владельца машины. Затемненные стекла, по мнению сотрудников ГУБДД, позволят таким водителям вести себя на дорогах страны еще развязней.
Кстати
Два месяца назад в Бишкеке произошел громкий скандал, связанный с тонировкой автомобиля. Сотрудники дорожно-постовой службы, используя табельное оружие, принудили остановиться "Лексус" с частными номерными знаками. Но, как оказалось, машина принадлежала не нарушителю, а генеральному прокурору КР Аиде Саляновой, которой закон разрешает тонировать стекла. Использование же частного, а не служебного номера на автомобиле глава надзорного ведомства объяснила оперативной необходимостью. В отношении милиционеров возбудили уголовное дело по факту превышения должностных полномочий.