Первый крестовый поход властьимущих против тонировки автомобилей закончился тем, что наступающие войска увязли в многочисленной обороне противника, показательном бичевании и самобичевании, и уперлись в стройные ряды блатных, корочкообладателей всех мастей и тех, кому было не жалко регулярно платить 50-100 рублевые штрафы. Результат так и не был достигнут. Цветовая дифференциация штанов... нет, стекол не получилась. Судя по принятым решениям, новый крестовый поход направлен как раз на самую многочисленную группу сопротивляющихся - на готовых пожертвовать государству копеечкой. После их устранения общество окончательно поделиться на простых и "блатных".
Поиск источника
Объяснить с точки зрения здравого смысла и логики нелюбовь наших государственных мужей к тонированным автомобилям простых смертных невозможно. Мотив беспокойства за безопасность дорожного движения не выдерживает критики, т.к. задние и боковые задние тонировать разрешается до абсолютной черноты, а наличие прозрачного ветрового и передних боковых стекол не добавляет лучшего обзора для едущих в потоке водителей вокруг тонированной законным образом машины. Для водителя же тонированного автомобиля большой принципиальной разницы между полностью и частично тонированым автомобилем с точки зрения безопасности движения нет. Это выбор каждого - приглядываться ночью к дороге или нет. По собственному опыту могу сказать, что если город хорошо освещен, то даже в сильно затонированной машине ночью дорога и окружающие машины видны достаточно хорошо для безопасного вождения. Проблемы возникают в темных дворах и на трассе.
Другим официальным мотивом является борьба с трудностями видеосъемки нарушителей ПДД. Да, действительно, камеры автоматического слежения за поведением на дороге не в состоянии пробиться через плотную тонировку и сфотографировать самого нарушителя. Я думаю, это не секрет, что при получении постановления на штраф и фотографии автомобиля, в суде это можно оспорить, мотивируя тем, что за рулем сидел другой человек, управлявший автомобилем по доверенности. Однако на практике мало кто будет спорить в суде из-за 100-300 руб. штрафа, а кто попытается - самый гуманный суд в мире его поправит и объяснит, что "просто так государственные органы постановления не выносят".
Третье основание - борьба с преступниками, скрывающимися в тонированных автомобилях. А вы пробовали разглядеть лицо человека, проезжающего мимо на автомобиле со скоростью 60 км/час, и оперативно сличить его с фотороботом или покопаться в мозгах, вспоминая ориентировку? Можете не пытаться - это невозможно. Это под силу только компьютеру со сканером и мощным оборудованием для распознавания, по аналогии с системой "Поток", которая распознает регистрационные номера на автомобилях. Я не думаю, что ближайшие 10 лет посты ГИБДД смогут оборудовать подобной техникой. Сказки о том, что в тонированной машине можно провести оружие, трупы, заложников и т.п. являются не более чем выдумкой воспаленного воображения. Только самый "отмороженный" и глупый преступник станет везти запрещенное в салоне автомобиля у всех на виду. Как минимум, он положит это на пол или под сиденье. Увидеть через прозрачное стекло движущегося автомобиля что-нибудь лежащее на полу - невозможно. Если сомневаешься - останови, произведи досмотр, потребуй документы. Из-за мнимой возможности узнавать преступников на ходу в машинах, запрещать всем гражданам тонировать стекла в автомобиле - это перебор.
В итоге, нет ни одного весомого довода за запрет тонировки. Однако, результаты первой волны атаки на тонировку показали истинную причину - желание властьимущих выделяться из толпы. Вы заметили, как после начала массированной кампании сняли тонировку с машин милиционеров, прокуроров, судей, депутатов, фсб-шников и прочих приближенных коркообладателей? Я тоже не заметил. Как ездили тонированными, так и продолжают это делать. Если кто думает, что после второй волны тонировочного "террора" эта группа людей снимет тонировку как все законопослушные граждане, тот сильно заблуждается. Это в Европе и США министра могут оштрафовать за превышение скорости, а в России ППС-ника остановят в хлам пьяного и тонированного и отпустят, потому что "свой".
Что день грядущий нам готовит
К вопросу о методах новой борьбы. С 23 сентября вступают в силу изменения в КоАП, которые вводят новую ответственность за управление автомобилем, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Теперь за тонировку не по регламенту придется заплатить 500, а не 100 руб, как сейчас.
Согласно Регламента светопропускание ветрового стекла должно составлять не менее 75%, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) - не менее 70%. Про задние стекла в регламенте нет ограничений, кроме запрета "зеркальной" тонировки.
Таким образом, легкая заводская тонировка впереди и возможность поставить сзади черную не зеркальную тонировку - единственное что осталось для любителей приватности и полумрака в салоне. Остальные - "оставь купюрку всяк КПП проезжающий". Учитывая стоимость тонировки и её снятия, немногие смогут позволить себе роскошь регулярно оплачивать штрафы за темные стекла. Избежать штрафа можно, причем сравнительно законными способами, но об этом знают немногие. Да и заниматься этим будет не каждый, т.к. это нервно и хлопотно.
Кстати, для желающих регулярно "спонсировать" бюджет "тонировочными штрафами" придуман и опробирован более действенный способ - заставлять срывать тонирующую пленку непосредственно на месте остановки под угрозой административного ареста или угрозы остаться без транспорта. Кто не помнит, как это было несколько лет назад, выглядит это следующим образом.
Фактически административным правонарушением является управление автомобилем с "неправильными" стеклами. Согласно п. 1 ст. 11 закона о милиции, милиционер вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения. Такое право сохранено и за полицейским по проекту нового закона. Следовательно, милиционер вправе требовать прекратить совершать данное административное нарушение, т.е. не управлять автомобилем с излишне тонированными стеклами. Если участник движения не хочет отодрать пленку прямо там, где его остановили, то ему вручат официальное предписание о необходимости это сделать. И если после этого автовладельца снова останавят на тонированном автомобиле, то его действия уже подпадают под ч.1 ст.19.3 КоАП "Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции", что может повлечь как штраф от 500 до 1 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 сут. При этом доказательство неповиновения имеется в письменной форме, что будет иметь для суда "железное" основание для назначения ареста. Ради такого случая водителя задержат и доставят в суд, как говорится, для обеспечения рассмотрения дела.
Таким образом, с помощью системы ощутимых штрафов и возможностями применять "драконовские" методы борьбы с тонировкой на основании указания свыше, ряды автомобилистов с тонированными машинами будут редеть, пока не достигнут неприкосновенного предела. Или вы еще верите в то, что у губернатора снимут тонировку на его мерседесе?
Галактика Кин-Дза-Дза
На одной известной планете жители были убеждены, что когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели. Таких же воззрений, насколько я понимаю, придерживаются и наши властьимущие, которые уже не могут придумать как же им еще выделиться из остального народа и чем мотивировать отдельных людей стремиться к власти и деньгам и им служить.
Тонировка в нашей стране стала еще одним мотивом зарабатывать много денег или прислуживать власти. Власть в награду за деньги или за верность даст корочку или номерочек, а может то и другое вместе. И можно будет сделать тонировку на автомобиль и не бояться гаишников. А чтобы подтверждать уникальность обладателя машины с тонировкой, "доблестные стражи" порядка будут активно бороться с плебсом, который тонирует свои ржавые копейки или машины среднего класса.
Едешь в потоке машин с тонировкой и думаешь, что окружающие о тебе говорят: "Богатый, уважаемый человек едет: феодал или слуга феодала". Вот только добавляет ли это уважения со стороны? Сомнительно. По прежнему в нормальном обществе в человеке ценится его ум, способности и человеческие качества, а не цвет штанов, крутизна автомобиля или наличие тонировки. Наша страна продолжает оставаться перекошенной, и власть больше заботит наличие или отсутствие тонировки нежели необходимость отмены глупого ограничения скорости в 90 км/ч на трассе или строительство качественных и широких дорог с разделительной полосой для снижения количества лобовых столкновений со смертельным исходом.
Психология человека крайне полезная наука не только для врачей, но и для чиновников. Во всех учебниках написано и подтверждено практикой, что запреты и наказания гораздо медленнее и менее эффективно приведут к результату, нежели объяснение и личный пример. Обращаясь с народом как с детьми, запрещая и ставя в угол, власть никогда не добьется гражданского общества, развития и модернизации. Мы не дети, нас не нужно бить линейкой по рукам. Объясните доступным языком почему не надо тонировать машину именно таким образом. Приведите факты, исследования, примеры, а потом личным примером покажите, что ездить с прозрачными стеклами хорошо. Растонируйте свои автомобили. А потом после добровольных растонировок населения, взявшего с Вас пример, начинайте репрессии в отношении всех без разбора.
Я не понимаю, неужели властьимущим передвигаться на тонированном автомобиле не так опасно как для других или простым водителям должно быть удобно ехать рядом с "членовозами"? Естественно, что президенту, премьеру и руководителю региона можно ездить на тонированном автомобиле, т.к. они все равно с мигалками и есть определенный шанс покушения на них (прозрачные стекла увеличивают мизерные шансы киллера с винтовкой). Но кому нужно покушаться на всех остальных чиновников таким замысловатым образом. Захотят убрать - взорвут или в подьезде убьют или на улице расстреляют. Зачем они все хотят спрятаться от народа?
Полезные советы
Позволю себе в четком соответствии с Кодексом этики адвоката и законом дать несколько полезных советов автолюбителям. Сразу оговорюсь, я не советую нарушать закон и не советую его не соблюдать. Закон, какой бы он ни был, един для всех и обязателен до его отмены. Однако с помощью нижеизложенного можно защитить свои права на законное административное производство, законность и обоснованность наказания. Если Вы не будете наказаны из-за несоблюдения норм закона сотрудником милиции, то это не уход от ответственности, а лишь вина инспектора и ваша реализация права на соблюдение закона всеми членами общества при совершении установленных процедур.
Итак, во-первых, не соглашайтесь сразу же с доводами инспектора о том, что стекла Вашего автомобиля не соответствуют регламенту. Вы сами знаете достоверно какое у них светопропускание? Пусть инспектор докажет Вам или при рассмотрении дела то, что тонировка привела к нарушению технического регламента. Устных заявлений недостаточно. У инспектора должен быть специальный исправный и поверенный прибор для определения показателя светопропускания.
Во-вторых, не расписывайтесь в получении официального требования. Это ваше право, а не обязанность. Вы можете получить его, но можете за это и не расписываться. Особо ретивые инспектора пусть направляют по почте.
В третьих, имейте ввиду, что у Вас должна быть реальная возможность для снятия тонировки с автомобиля после официального требования. Сдирать пленку в "полевых" условиях никто заставить не может. Вы не обладаете специальными познаниями и навыками в снятии пленки со стекол. Для обеспечения безопасности процесса и сохранности стекол, снятие пленки нужно производить только с помощью специальных средств и в специально оборудованном для этого месте. Иными словами, Вас не имеют право остановить на следующем перекрестке и утверждать, что Вы не исполнили требования милиционера. Заметьте, что снять номера или эвакуировать Ваш автомобиль за наличие излишней тонировки инспектора не вправе.
В-четвертых, не соглашайтесь с нарушением. Вы же до конца не уверены в том, что ваши стекла не соответствуют регламенту. А вдруг у инспектора прибор неисправный. В случае Вашего несогласия инспектор должен составить протокол и направить его на соответствующее рассмотрение наверх, а не выписывать постановление-квитанцию на 500 руб. Пока протокол будет рассматриваться, у вас появится дополнительное время и возможности защитить свои права.
В-пятых, если уж окончательно в отношении Вас вынесли справедливое и законное постановление о наложении административного штрафа, то оплатите этот штраф и возите квитанции с собой, во избежание наложения на Вас двойного штрафа или ареста. Пусть государство станет богаче на 500 руб. Может быть, когда-нибудь государство сделает что-нибудь для вас на эти полтысячи.
Георгий Драгомиров, адвокат