Напомним, что с 23 сентября вступила в силу поправка в Кодекс об административных правонарушениях, которая касается любителей затемнения стекол. Теперь за это нарушение придется заплатить штраф не 100 рублей, а целых полтысячи. По поводу тонировки вновь разгорелись жаркие споры: кто и на каком основании имеет право проверять прозрачность стекол.
Правозащитники утверждают, что контролировать на дорогах затемнение может только специально обученный человек - государственный инспектор технического надзора. Но ни в коем случае не инспектор дорожно-патрульной службы, который специфическими знаниями не обладает. Тем не менее с момента вступления в силу ужесточенного штрафа, как утверждается на различных интернет-форумах, проверять автомобили на просвет кинулись все кому ни лень. Именно поэтому департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и дал соответствующие разъяснения по спорному вопросу. И направил их телеграммой за подписью первого заместителя начальника департамента Владимира Швецова во все подразделения по всем городам и весям нашей необъятной родины.
В этой телеграмме четко прописано, что проверить стекла на просвет может любой сотрудник Госавтоинспекции. Определять на глазок, допустима ли тонировка или чрезмерна, инспектор не имеет права. Для такой проверки у него должен быть соответствующий прибор. В телеграмме объясняется, чем вызвано такое решение. Как рассказали корреспонденту "Российской газеты" в департаменте, в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 26.8 и пунктом 6 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ возбуждать дела, применять технические средства измерения и выносить постановления по данному составу правонарушения имеют право не только инспекторы технического надзора, но и сотрудники дорожно-патрульной службы. Примечание к абзацу 6 пункта 82 Административного регламента, на которое ссылаются правозащитники, лишь уточняет полномочия государственных инспекторов БДД, но не ограничивает каким-либо образом полномочий инспекторов дорожно-патрульной службы.
Однако, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, нервотрепки и не провоцировать выяснения отношений на дороге, департамент рекомендовал всем подразделениям проводить работу по вылову слишком затемненных автомобилей до декабря включительно вместе с "техническими" госинспекторами. То есть самостоятельно сотрудники дорожно-патрульной службы будут наказывать за тонировку только с нового года. Надо сказать, что сейчас редкое подразделение ДПС оснащено специальными приборами для проверки светопропускания стекол. Но к будущему году точно обзаведутся.
Кроме этого, гаишники собираются активизировать свою работу по применению мер в отношении юридических и должностных лиц, которые выпускают на линию затемненные автомобили. То есть очистить стекла придется и чиновникам, и депутатам, и прокурорам, и самим милиционерам. Напомним, что 23 сентября вступил в силу новый технический регламент, в котором прописаны новые требования к светопропусканию стекол. Если раньше прозрачность лобового стекла допускалась не менее 75 процентов, то теперь - 70. Требования к передним боковым остались неизменными - 70 процентов. Затемнение задних стекол не регламентировано. Напомним, что проверка проводится только в так называемой зоне обзора "П". Поэтому полоска затемнения в верхней части лобового стекла, которая спасает водителя от низкого солнца, вполне допускается.