Мировая автоиндустрии переживает один из самых драматичных периодов в своей истории: таких рокировок не было как минимум лет тридцать. До сих пор не может определиться будущее таких известных марок, как
Hummer,
Jeep,
Saab,
Volvo и других. Несмотря на то что для всех них искать инвесторов начали еще в середине прошлого года, пока никто реального интереса так и не проявил. Те автобренды, которые не найдут новых владельцев в самое ближайшее время, займут свое место в музеях истории.
Если еще осенью прошлого года представители General Motors категорически заявляли, что, несмотря на кризис, не пожертвуют ни одной своей маркой, за исключением Hummer, то сегодня стало ясно, что малой кровью дело не обойдется. Сейчас, когда GM опубликовал “план выживания” на 2009 год, стало ясно, что концерн намерен сконцентрироваться на основных для себя брендах – Chevrolet, Cadillac, GMC и Buick. Марки Hummer и Saab будут проданы, ассортимент Pontiac сократится до нескольких нишевых моделей, а будущее Saturn, Viper и австралийского Holden под вопросом: эти марки, скорее всего, будут упразднены.
Hummer сегодня можно считать наиболее проблемной маркой, с которой никто не хочет иметь дело. О продаже “тяжеловеса” было заявлено однозначно и раньше всех еще в первом квартале прошлого года, однако ни в Европе, где общество озабочено экологией, ни в Америке, тяжелее всех переживающей кризис, инвесторов так и не нашлось. Даже китайцы, готовые купить в автомобильной отрасли все, что плохо лежит, пока не хотят связываться с Hummer. Представители GM уже озвучили, что продажа Hummer – дело первостепенной важности на сегодняшний день. Основные надежды возлагаются на индийские и китайские компании, которые, впрочем, пока ничем не выдали своего интереса.
Chrysler, который сам недавно пережил болезненную продажу самого себя из концерна Daimler AG, вынужден почковаться. Во-первых, в начале года Chrysler заключил соглашение о стратегическом альянсе с Fiat, в рамках которого итальянский концерн получит 35% акций в американской компании. Хотя предоставление доли вроде как не предполагает, что Fiat внесет за эту долю акций какие-либо наличные средства или обязуется делать какие-то инвестиции в своего партнера. Грубо говоря, Chrysler просто подарил часть акций в обмен на возможность взаимовыгодного сотрудничества.
Помимо этого, Chrysler подумывает о том, чтобы избавиться от марки Jeep, в то время как Dodge, демонстрирующую в последнее время неплохие успехи, можно и оставить. Недавно появилась информация о том, что Chrysler возобновил переговоры с концерном Renault-Nissan и канадской компанией Magna International о продаже активов. Один из источников сообщил, что сделка осложняется в связи с тем, что компания Chrysler получила помощь от американского правительства, а потенциальный покупатель является иностранной компанией. Правда, сами Chrysler и Renault отрицают информацию о переговорах.
Представители Chrysler также упомянули, что компания может возобновить переговоры с российским заводом ГАЗ о производстве в России автомобилей на базе моделей Dodge Caliber и Jeep Patriot. Однако это, скорее, все больше мечты американцев, так как ГАЗ сегодня сам переживает нелегкие времена, завод простаивает, проект по производству Volga Siber пока нельзя назвать очень успешным, поэтому на возможности расширения производства новыми моделями, построенными на базе Jeep и Dodge, а уж тем более на покупку целого бренда российские автокомпании сегодня вряд ли согласятся.
Наиболее интересными с точки зрения инвестиций и реально “продаваемыми” сегодня можно считать выставленные на продажу шведские бренды Saab и Volvo, принадлежащие соответственно автоконцернам GM и Ford. Представители первого намекают, что инвестор для Saab уже найден, впрочем, имя его не называют. Правительство Швеции согласилось поддержать национальных автогигантов Volvo Group и Saab AB, однако покупать их отказалось.
Ford в свою очередь уже давно подумывает о том, как бы повыгоднее расправиться с Volvo, и вот, похоже, окончательно решился на торги. По сути, компания предвосхитила действия GM и вовремя успела сбросить балласт из Aston Martin, Land Rover и Jaguar, но в условиях финансового шторма этого оказалось мало. Volvo можно “загнать” очень дорого – эксперты очень высоко оценивают шансы на успешную продажу. Буквально на днях Ford возобновил переговоры с Renault о продаже Volvo. Как сообщают близкие к переговорам источники, альянс Renault-Nissan планирует полное поглощение Volvo с сохранением бренда в качестве элитного подразделения концерна.
Елена Костякова
Постоянная ссылка:
http://www.autonews.ru/autobusiness/news.shtml?2009/02/13/1449850