Шокирующие результаты продаж иномарок в РоссииРоссийский авторынок проваливается все глубже. Ситуация в марте стала несколько хуже, чем предполагали ранее аналитики. Продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в марте 2009 года снизились на 47%, или на 119.778 штук по сравнению с тем же периодом в 2008 году, по данным Комитета Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса в РФ. Если посчитать только проданные в нашей стране автомобили иностранных брендов, то их количество составит 97 167, что приближается к уровню продаж марта 2006 года. Прогноз Комитета Автопроизводителей АЕБ по общим продажам легковых автомобилей на российском рынке за весь 2009 год пересмотрен в сторону снижения до 1.7 миллиона автомобилей.
Доходы Россиян резко сократилисьЦены на автомобили резко вырослиПремиум-марки чувствуют себя более спокойноАвтоВАЗу не помогли даже повышенные пошлиныПричина столь плачевных результатов всем известна - резкое повышение цен на автомобили при сокращающемся уровне доходов населения. Повышение цен обусловлено девальвацией рубля и повышением таможенных пошлин, а на ухудшение спроса оказали свое влияние ограничение доступности кредитов и высокие процентные ставки по ним.
Принятые российским правительством меры по поддержке отечественного производителя не дают хоть сколько-нибудь ощутимых результатов. С момента ввода повышенных таможенных пошлин на новые иномарки и, по-сути, заградительных пошлин на ввоз в Россию подержанных машин прошло уже три месяца. За это время можно судить о том насколько это решение повлияло на спрос автомобилей российского производства. К тому же вводимое льготное кредитование, дотации на железнодорожную перевозку российских автомобилей на Дальний Восток и деньги выделенные АвтоВАЗу должны хоть как то отразится на результатах продаж. Однако ничего-такого не произошло. По итогам квартала и в марте, показатели отечественных заводов падают вместе со всеми. Общее снижение продаж легковых автомобилей и комерческого транспорта в первом квартале 2009 года составило 40%. Падение продаж автомобилей Lada составило за тот же период 39%. Ситуация на ГАЗ, УАЗ и ИЖ куда хуже. Автомобили УАЗ продаются на 52% хуже, чем в прошлом году, а ГАЗ и ИЖ на 63% и 62% соответственно. В скором времени на этих заводах возможны массовые увольнения и сворачивание производства.
В тоже время другие страны, испытывающие серьезные трудности со сбытом автомобилей, в марте показали более обнадеживающие результаты. Так в США по данным исследовательской компании Autodata, американцы приобрели 857,7 тыс. новых автомобилей, что на 37% меньше, чем показатель марта 2008 г. Спад продаж новых легковых автомобилей в Западной Европе в марте 2009 года по сравнению с мартом 2008 года составил всего 7%. Исключение составляют наши соседи: объем продаж новых легковых автомобилей на Украине сократился в марте на катострофические 75%.
Между тем в сравнении с предыдущим месяцем 2009 года продажи автомобилей в США выросли в марте почти на 25%, превысив типичный для этого сезона показатель роста в 20%. Рынки Германии и Франции выросли в марте по отношению к февралю 2009 года на 40% и 10% соответственно, что объясняется действиями правительств этих стран, предлагающих автовладельцам денежные компенсации при покупке новых автомобилей взамен старых. Российский рынок в марте не испытал традиционного сезонного подъема и остался на уровне февраля 2009 года.
В России одинаково пострадали все автокомпании вне зависимости от того есть ли у них российские заводы или нет. Самая плачевная ситуация в марте у автомобилей концерна Chrysler. Марки концерна Jeep, Chrysler и Dodge потеряли в продажах 95%, 91% и 89% соответственно. Тяжело приходится сразу всем китайским компаниям, особенно Chery (падение продаж в марте 84%). Из недавних лидеров самые большие трудности испытывает Mitsubishi (падение 82%), которая потеряла сразу 10 мест в списке лидеров продаж по отношению к результатам 2008 года.
Пострадали и иностранные бренды, которые давно и успешно производят автомобили на своих российских заводах. В марте снизились продажи у Toyota (-60%), Chevrolet (-59%), Renault (-38%), Ford (-35%). И только ввод в строй в прошлом году, наращивание объемов производства и удержание цен в этом году позволили компании VW не просто увеличить продажи, а сделать целый скачок вперед. Продажи автомобилей немецкой марки подскочили в марте на 44%. Лучший результат показывают только автомобили Infiniti - продажи японского премиум выросли на 55%. Удивляет Citroen - рост продаж в марте на 13% обусловлен популярностью новой модели С5 и огромными скидками на все остальные модели. Хорошие цены и обновленный недавно модельный ряд позволяют американским маркам Cadillac и Hummer показывать рост продаж в России.
Премиум-марки, в целом, чувствуют себя более спокойно. BMW, например, совсем не пострадало - результаты первого квртала 2009 года оказались на уровне прошлогодних. У Audi также небольшое падение продаж на фоне рынка - всего 13%. Таким образом в премиум-сегменте лидерами продаж стали BMW и Audi, оставив позади прежних лидеров Volvo и Land Rover. Хуже всего в марте дела обстояли у Lexus, что позволило моделям Infiniti, извечному конкуренту, впервые в России обойти Lexus.
При всей чехарде цен на новые автомобили, происходившей в первом квартале 2009 года и общего падения продаж, в списке самых популярных марок среди российских покупателей произошли заметные изменения. Прежде всего, по отношению к результатам 2008 года, улучшил свое положение Ford. Результаты продаж компании подняли её в списке лидеров российского рынка с 5-го места на 3-е место, и теперь, Ford имеет все шансы отобрать у Chevrolet звание самого популярного иностранного бренда. С 6-го на четвертое место поднялась компания Nissan. Конечно. поправили своё положения бренды, продажи которых выросли наперекор общему падению рынка. Прежде всего VW поднялся с 16-го места по итогам прошлого года на 13-ое. Citroen вскочил с 30-й на 23-ю позицию. Совершили заметные рывки Infiniti и Cadillac. С 12-ой на 8-ую позицию рейтига поднялась компания KIA, чьи модели Cee'd и Spectra входят в 20-ку самых продаваемых иностранных моделей. Следом, за счет успешных продаж Mazda3, поднялась и японская компания. С 17-ой на 14-ую позицию перебралась компания Peugeot.
Далее ситуация на рынке будет по-прежнему удручающей и нестабильной. В это время существенно могут измениться предпочтения российских граждан при выборе автомобилей тех или иных марок. Главенствующую и решающую роль при совершении крупной покупки сегодня играет цена. В то время как одни компании поднимают цены на автомобили выпуска еще 2008 года, другие предлагают существенные скидки на модели 2009 года — в этой неразберихе цен, заметными и решающими в борьбе за продажи станут громкие, хорошо рекламируемые, при этом простые и понятные скидочные акции.
Кирилл Орлов