Кто-нибудь сталкивался из российских коллег с этим явлением,а то у нас достаточно противоречивая информация:
РоссияНЕ МОГУТ ПОКУПАТЬ АВТОМОБИЛИ В БЕЛАРУСИ БЕЗ УПЛАТЫ ПОШЛИН
Стремительно вступившее в силу 6 июля 2010 года "Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" долгое время не комментировалось ни одной из подписавших его сторон. Видимо, вчитывались в содержание. Первые разъяснения в ходе онлайн-конференции дали представители Государственного таможенного комитета Беларуси - начальник отдела организации таможенного оформления и таможенных режимов Государственного таможенного комитета Александр НИСТЮК и начальник отдела методологии таможенных платежей Александр ВАЛИЕВ.
Вопрос звучал так: "Можно ли ввезти в Россию без таможенного оформления автомобиль, ввезенный в Беларусь до 1 января 2010 года?"
Ответ был следующим: "Да, можно. В этом случае Федеральная таможенная служба РФ не вправе требовать доплату разницы в растаможке между белорусскими и российскими ставками. Автомобили, которые были ввезены и растаможены в Беларуси с 1 января 2010 года до 1 июля 2011 года, при ввозе в Россию до 1 января 2013 года будут облагаться пошлиной в размере разницы между белорусскими и российскими ставками".
Ничего нового таможенники не сообщили. Действительно, пункт 1 статьи 17 соглашения гласит:
"1. Автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к настоящему соглашению, в Российской Федерации признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему соглашению, или до 1 января 2013 года.
Действие части первой настоящего пункта не распространяется на автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза".
Есть там и такой пункт:
"8. Товары для личного пользования, за исключением автомобилей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, ввезенные физическими лицами на территорию государства-члена Таможенного союза до вступления в силу кодекса, со дня вступления в силу кодекса считаются товарами Таможенного союза".
Логично было предположить, что автомобили, не упомянутые в п.1, а именно ввезенные до 1 января 2010 года, признаются товарами Таможенного союза и ввозятся беспошлинно.
Однако многолетний опыт не раз доказывал: то, что не запрещено, совсем не значит разрешено.
Не внесло ясности и письмо ФТС РФ от 19 июля 2010 года № 01-11/35237 "О совершении таможенных операций и таможенном контроле автомобилей для личного пользования, перемещаемых через российско-белорусский или российско-казахстанский участки государственной границы Российской Федерации", поскольку содержало разъяснения, применимые только к автомобилям, ввезенным после 1 января 2010 года:
"1. При проведении таможенного контроля необходимо учитывать, что автомобили, указанные в пункте 1 статьи 17 соглашения, в Российской Федерации признаются иностранными товарами.
2. Таможенный контроль производится таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся места пересечения и (или) пункты пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы Российской Федерации, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, только в отношении автомобилей, указанных в пункте 1 настоящего письма.
3. Таможенные операции в отношении автомобилей, указанных в пункте 1 настоящего письма (за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящего письма), производятся таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся места пересечения и (или) пункты пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы Российской Федерации.
Производство таможенных операций таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся места пересечения и (или) пункты пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы Российской Федерации, в отношении иных автомобилей для личного пользования, а также в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, таможенным законодательством Таможенного союза не предусмотрено.
4. Автомобили, указанные в пункте 1 настоящего письма, зарегистрированные на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, могут временно ввозиться на территорию Российской Федерации только лицами, постоянно проживающими в Республике Беларусь или Республике Казахстан, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
5. Определение для таможенных целей статуса автомобилей, указанных в пункте 1 настоящего письма, осуществляется таможенными органами при условии представления физическими лицами, их перемещающими, следующих документов:
1) на зарегистрированные автомобили на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан - свидетельства о регистрации транспортного средства, подтверждающего постоянную регистрацию автомобиля на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан;
2) на незарегистрированные автомобили - документов, оформленных на таможенной границе Таможенного союза при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, или свидетельства о регистрации транспортного средства с отметкой на внутренней стороне о снятии автомобиля с регистрационного учета, заверенной подписью начальника регистрационного подразделения (или иного уполномоченного должностного лица) и печатью этого подразделения, или документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, налогов на таможенной территории Таможенного союза (государств-членов Таможенного союза).
6. Уполномоченные должностные лица таможенных органов при ввозе автомобилей обязаны принять решение о необходимости проведения одной (нескольких) форм таможенного контроля в срок не более 10 минут с момента подачи документов, указанных в пункте 5 настоящего письма.
7. Если свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (включая содержащее отметку о снятии автомобиля с регистрационного учета) выдано на автомобиль после 1 января 2010 года, физическим лицом, перемещающим такой автомобиль, представляются документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов (за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящего письма). Таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены по ставкам, указанным в приложении 5 к соглашению, или таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза.
8. В случае если в отношении автомобилей, указанных в пункте 1 настоящего письма (за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящего письма), разница уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к соглашению, не уплачена в бюджет Республики Беларусь или Республики Казахстан до ввоза на территорию Российской Федерации, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются в федеральный бюджет Российской Федерации при их таможенном декларировании таможенному органу Российской Федерации, в регионе деятельности которого находятся места пересечения и (или) пункты пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы Российской Федерации, в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к соглашению.
9. Если недостающие документы и сведения не могут быть представлены в пределах срока, предусмотренного пунктом 6 настоящего письма, уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано запросить в произвольной письменной форме недостающие документы и сведения для представления в пределах срока, установленного пунктом 4 статьи 160 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс). При этом по желанию физического лица, перемещающего такие автомобили, они могут быть:
- подвергнуты таможенному досмотру в целях установления и фиксирования сведений о происхождении автомобилей;
- размещены в зоне таможенного контроля (ЗТК), расположенной на территории места проведения таможенного контроля, для представления таможенному органу недостающих документов и (или) сведений в течение срока, установленного пунктом 4 статьи 160 Кодекса.
10. При отсутствии или невозможности представления таможенному органу документов и (или) сведений, указанных в пункте 5 настоящего письма, в течение установленного срока такие автомобили могут быть:
а) помещены под таможенным наблюдением на склад временного хранения (СВХ), расположенный в непосредственной близости от места проведения таможенного контроля. При этом автомобили размещаются на СВХ (ЗТК) исключительно на период времени, необходимый для проведения проверки, оформления соответствующих документов, подтверждающих ее результаты;
б) вывезены по решению физического лица, перемещающего такие автомобили, за пределы территории Российской Федерации при отсутствии административных правонарушений и признаков преступлений в области таможенного дела.
11. В случаях когда таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что автомобили могут соответствовать условиям, указанным в пункте 1 настоящего письма, таможенный орган проводит проверку представленных документов и сведений, а также ограничивает их распоряжение и использование на период проведения проверки статуса для таможенных целей.
12. Таможенный контроль в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, производится таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся места пересечения и (или) пункты пропуска на российско-белорусском или российско-казахстанском участках государственной границы Российской Федерации, в форме проверки документов, представленных перемещающими их физическими лицами, подтверждающих постоянную регистрацию автомобиля на территории иностранного государства, и документов, оформленных на таможенной границе Таможенного союза при временном ввозе.
Врио руководителя
генерал-полковник таможенной службы В.М.Малинин".
Радует, что появился внятный ответ на конкретный вопрос: "Можно ли ввезти в Россию без таможенного оформления автомобиль, ввезенный в Беларусь до 1 января 2010 года?" Правда, прозвучал он пока только из уст белорусских таможенников, осталось дождаться подтверждения от их российских коллег. Сделать им это будет очень нелегко, ведь в таком случае придется признать наличие огромной дыры в таможенной границе РФ, куда скоро хлынет все, чем белорусы запаслись впрок еще в прошлом году.
Сергей МИХАЙЛОВ.