Российских должников уже к концу этого года будут оповещать с помощью sms-сообщений. Расплатится по счетам также можно будет через мобильных операторов и интернет. О нововведениях рассказал накануне глава Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков, сообщает агентство ИТАР-ТАСС. В полное распоряжение ведомства теперь поступили и страховые выплаты.
Судебные приставы не устают изыскивать новые способы возврата долгов и административных штрафов, но новая «мобильная услуга» возможно, откроет новые перспективы для так называемых sms-мошенников.
Sms-извещения о задолженностях уже получают жители Краснодарского края и Нижнего Новгорода, где внедрен экспериментальный проект. Газете «Труд» в пресс-службе ФССП Краснодарского края сообщили, что проект sms-оповещений действует на территории края только с 1 сентября. «Жалоб (на sms-жульничества, прим. “Труд”) пока не поступало», — сообщила официальный представитель краснодарского отделения ФССП Марина Шитикова.
По словам главы судебных приставов, в октябре пилотный проект по оплате долга через интернет может заработать в Санкт-Петербурге. Сейчас оплатить долг через банкомат могут жители Санкт-Петербурга, Пскова и Волгоградской области, уточнил Парфенчиков.
Подобный метод ФССП прежде всего нацелен на удобства оплаты административных штрафов, в том числе наложенных ГИБДД. Через мобильный телефон можно будет оплатить задолженность до 15 тысяч рублей, так как это максимальная сумма трансакции с мобильного счета.
«Мы создаем удобный ресурс для должников, ведь если, к примеру, человек нарушил правила дорожного движения и согласен с тем, что должен заплатить за это штраф, должнику будет удобно набрать определенный номер на мобильном телефоне и тут же оплатить штраф». Мобильный способ оплаты должен снизить коррупционную составляющую оплаты долгов, считают разработчики программы.
Артур Парфенчиков пояснил, что подобные схемы оплаты начали действовать в рамках разворачивающейся в стране мультисистемной информационной базы, которая должна заработать к концу 2010 года или в начале 2011 года. База поможет оперативно получать информацию обо всех должниках на территории Российской Федерации.
Видимо ради удобства все тех же должников, ФССП продолжит списывать штрафы со счетов мобильных телефонов должников, передает «Коммерсант». Но такая практика не является массовой из-за сложности процесса, обращает внимание глава судебных приставов. На счета мобильных абонентов ФССП обратило внимание в прошлом году, когда служба потребовала у сотовых компаний предоставлять информацию об абонентах и замораживать их счета.
Издание «Газета.ru» связалась с сотовыми операторами и выяснело, что техническая реализация идеи потребует доработок как со стороны операторов связи, так и приставов. Детали работы операторов связи с ФСПП пока непонятны, говорит представитель МТС Ирина Осадчая. Предложения ФССП об организации оплаты задолженности абонентов за счет денежных средств лицевого счета в ОАО «Мегафон» не поступали.
«Мы изучаем вопрос о включении оплаты задолженностей в наш перечень услуг мобильной коммерции», — сообщает руководитель службы корпоративных коммуникаций «Билайн» Мария Винник.
Между тем, операторы в целом поддержали инициативу ФССП, рассказывает «Газета.ru». По мнению операторов связи, эта мера позволит собирать больше долгов и упростит их выплату для граждан.
Рассылка сообщений, возможно, будет бесплатна для судебных приставов, а стоимость СМС будет оплачиваться пользователем при погашении долга с мобильного телефона или прибавляться к общей сумме при оплате через банкомат, передает «Газета.ru» предположение ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина.
Страховка в счет долга
Кроме того, ведомство приставов изобрело еще один способ, как не заставить вернуть, а скорее отобрать, деньги должников и штрафников. Впредь, взыскивать долг будут, присваивая выплаты по страховым случаям. Например, у застрахованных автомобилистов в случае аварии.
«Судебный пристав имеет право забрать деньги, которые выплачивает страховая компания своему клиенту, оказавшемуся должником, — объяснил изданию РБК Артур Парфенчиков — Это удобнее, чем арестовывать сам автомобиль. Похожая практика порой применяется и в отношении недвижимости».
Арест страховых премий касается и каско и ОСАГО. Эта мера стала альтернативой другой инициативе приставов в отношении автолюбителей — аннулирование полисов ОСАГО и каско. Выплаченные страховым компаниям деньги приставы отбирали в счет погашения долгов. Однако водители продолжали ездить. Это приводило к конфликтам. При авариях страховые компании отказывались выплачивать пострадавшему ущерб, поскольку страховой взнос у них забрали.
«В настоящее время мы арестовываем полисы только после того, как арестовываем в счет долга сам автомобиль», — рассказал Артур Парфенчиков.
Sms-долги для sms-мошенников
Но вернемся к практике мобильного оповещения и оплаты долга. Ведь этот метод работы имеет все шансы стать наиболее распространенным. Удобный для судебных приставов и для Россиян метод, может привести к распространению нового вида sms-жульничества. Сейчас мошенники манипулируют своими жертвами при помощи GSM-пеленгаторов, перехватчиков звонков, калькуляторов точной даты смерти и сообщениями вроде «Мама, украли телефон, положи деньги на этот номер».
Практика мобильного оповещения должников в Федеральной налоговой службе (ФНС) продемонстрировала всю не защищенность данного метода. В марте этого года ФНС выступила с предупреждением об участившихся случаях мошенничества с услугой sms-информирования о налоговой задолженности, сообщает агентство «РИА Новости». Такая услуга предоставляется в Санкт-Петербурге, Кировской, Кемеровской, Нижегородской, Пензенской областях, а также в Алтайском крае, республике Чувашия, Ханты-Мансийском автономном округе.
Так, например, в начале марта в Санкт-Петербурге распространялись листовки с предложением отправить sms-сообщение на короткие номера для получения информации о задолженности. В листовке указывалась стоимость одного сообщения — 3 рубля. Однако при отправке с телефонного счета списывается гораздо большая сумма (около 110 рублей), а ответных сообщений на запрос не поступает.
На сегодняшний день, самым распространенным мобильным вымогательством остаеются сообщения: «Мама, я попал в аварию…», «Саша, сел аккумулятор…», «Лена, у меня неприятности…» и другие.
Все подобные сообщения рассчитаны на то, что невнимательный абонент перечислит деньги на указанный номер мобильного телефона. Не редки случаи, когда во имя «спасения» родственника запрашивается довольно крупная сумма — до 15–20 тысяч долларов. Многие жертвы, находясь в состоянии аффекта от полученного известия, даже не задумываются о том, почему необходимую сумму нужно предоставить в виде карт оплаты сотовой связи, а не наличными.
Важно, что сотовые операторы не несут ответственности, если обманули абонента представители лженалоговики, или лжесудебные приставы, рассказали «РИА Новости» в Обществе защиты прав потребителей.
Оператор мобильной связи только предупреждает, что ни в коем случае нельзя вводить коды на телефоне, не убедившись в достоверности информации, полученной от неизвестных лиц, кем бы они ни представились.
Застраховаться от обмана можно двумя способами. Прежде чем отправить SMS на любой короткий номер, лучше проверить его в абонентской службе своего оператора. Это также поможет выяснить реальную стоимость услуги.