Россия не смогла обжаловать арест госсобственности, наложенный судом Стокгольма (Швеция) для обеспечения требований немецкого бизнесмена Франца Зедельмайера, пишет газета «Коммерсантъ». Суд Стокгольма 22 октября отказался снять обеспечительные меры, которые он наложил 11 октября по требованию Зедельмайера.
Арест госсобственности стал обеспечительной мерой, сопровождающей процесс в Верховном суде Швеции, где Зедельмайер пытается добиться от России выплаты порядка 5 млн евро компенсации за инвестиции, потерянные в 1990-е годы при попытке организовать бизнес в Санкт-Петербурге. В 1991 году компания SGC International, возглавляемая Зедельмайером, и ГУВД Санкт-Петербурга учредили совместное предприятие. В его уставный капитал ГУВД внесло свою ведомственную резиденцию — особняк на Каменном острове. В 1995 году здание было передано Управлению делами президента РФ, и Зедельмайер потребовал возмещения затрат на реконструкцию особняка. Решение взыскать в пользу бизнесмена 2,35 млн долларов убытков вынес в 1998 году Международный коммерческий арбитраж в Стокгольме. Решение стокгольмского арбитража Россия не исполнила, и Зедельмайер начал искать российское имущество, на которое можно обратить взыскание.
Россия подала жалобу на арест имущества, но суд Стокгольма не стал отменять обеспечительные меры. Согласно тексту решения суда, вынесенного в форме протокола, арбитражное решение в пользу Зедельмайера сохраняет силу и должно быть исполнено, пишет издание. Россия может до 12 ноября обжаловать арест в Верховном суде Швеции. Пресс-секретарь управления делами президента РФ Виктор Хреков сообщил газете, что решение суда Стокгольма, текст которого российская сторона пока не получила, обязательно будет оспорено в Верховном суде Швеции.
Под арест, по словам Зедельмайера, попало шестиэтажное здание российского торгпредства в Швеции, расположенное в местечке Лидинге вблизи Стокгольма. «Здание используется в коммерческих целях», — утверждает немецкий бизнесмен. По его словам, помещения сдаются в аренду под офисы различных фирм. Виктор Хреков заявляет, что здание торгпредства не используется в коммерческих целях, и «поэтому оно пользуется иммунитетом». Судебные приставы в Швеции оценивают рыночную стоимость российской госсобственности как минимум в 2–3 млн евро, рассказал газете Зедельмайер. Он уверен, что «российские активы останутся замороженными вплоть до выплаты денег либо вынесения Верховным судом Швеции решения по этому вопросу». Бизнесмен подчеркивает, что арест российской госсобственности стал беспрецедентным случаем в судебной практике Швеции.