Из-за неграмотности судебных приставов в долговую кабалу попали двое маленьких детей. 8-летний Сережа и 6-летний Андрей остались сиротами, а от родителей унаследовали только долг в 176 тысяч рублей. Вопреки закону, приставы описали все имущество, даже одежду и игрушки. После ареста все вещи пропали.
То, что за родителей придется расплачиваться им с братом, первоклассник Сережа уже усвоил. С подсчетом трудности — пока он не умеет вычитать шестизначные числа. О такой сумме долга детей в семье узнали, готовя старшего сына к школе. Счет, куда братьям начисляли пенсию по потере кормильца, оказался пуст. Деньги забрали приставы. Но чтобы погасить долг, суммы не хватило. Остаток хотели взыскать с опекуна — двоюродной бабушки мальчиков.
Судебные приставы сказали, что если вы не согласны эту сумму выплатить (176 тысяч плюс 7% за исполнение судебными приставами этого решения), мы опишем ваше имущество в возмещение этой суммы. Опекунша сказала: «Да, я буду выплачивать». Ну, вот уже выплатили 76 тысяч, 55 тысяч было отправлено уже по иску в Нижний Новгород, — рассказывает Александр Садчиков, прадедушка Сергея и Андрея Деулиных.
Братья Деулины оказались должны из-за неудачной сделки с квартирой в Нижнем Новгороде. Родители продали две комнаты, но потом засомневались в законности договора и решили его расторгнуть. Однако суд встал на сторону новых владельцев. Деулины подавали протесты и отказывались съезжать, в итоге выселять их пришли приставы. Тогда описали и вывезли всё имущество вплоть до детской одежды, игрушек и горшков. По бумагам — 399 предметов.
Когда пришли приставы, Андрей катался на детской лошадке-качалке, его просто сняли с нее. Эти вещи так и исчезли после ареста, судьба мне их неизвестна, — говорит Владимир Садчиков. — Родители не имеют право на имущество детей, а дети не имеют право на имущество родителей, поэтому арест судебными приставами детских вещей был незаконным.
Все вещи Деулиных, вывезенные из комнат, исчезли бесследно. Хотя те же судебные приставы должны были обеспечить их сохранность. Уголовное дело по факту пропажи возбудить отказались, родители подали иск в суд — свой ущерб оценили в миллион рублей.
После смерти матери и ареста отца, которого обвинили в ее убийстве, дети переехали к родственникам в Воронеж. Тут их настиг другой иск — новые владельцы жилья требовали взыскать компенсацию морального ущерба, что приставы и сделали. Правда, после жалобы опекуна — двоюродной бабушки братьев — свою ошибку признали. По закону платить по счетам родителей должны только совершеннолетние дети. И не больше суммы наследства, которого у братьев фактически нет, им остались лишь долги.
В данном случае это незнание закона со стороны судебного пристава-исполнителя, который работал всего полгода. Он уволен с занимаемой должности, — заявила главный судебный пристав Воронежской области Вера Попова.
Больше 50 тысяч рублей, взысканных с детей, на счет уже вернули. Пропавшее имущество при выселении семьи в Нижнем Новгороде продолжают разыскивать бабушки и дедушки братьев. Приставы Нижнего Новгорода отмалчиваются. Первоклассник Сережа теперь всерьёз увлекся арифметикой — на жизненном примере учится гораздо быстрее.