ABSOLUTНЫЙ ВНЕДОРОЖНИК
Лебедка выручит в любой ситуации. Даже когда нужно подняться по вертикальной стене Пульт Д/У позволяет пилоту самостоятельно управлять лебедкой При частом использовании лебедки трос не сматывают, а накручивают его на бампер, что не ''гонять'' мотор впустую Большой экипаж отчасти заменяет и лебедку, и домкрат Домкрат позволяет приподнять машину из колеи и ''уронить'' ее в сторону Лебедка - верный друг и помощник. Но для ее крепления нужна специальная площадка или вообще ''силовой'' бампер Любимая игра ''Поиск трактора'' становится не интересной, когда есть лебедка. Тогда рождается новая игра - ''Поиск крепкого дерева'', за которое можно ''залебедиться''
Сколько людей, столько и мнений. Одни говорят, что умный, мол, в гору не пойдет и в болото не полезет - потому что всегда можно объезд найти. Другие же, наоборот, утверждают, что ехать нужно только вперед, невзирая на сложность препятствия. Потому что чем сложнее - тем интереснее.
Но для того чтобы ехать там, где сложнее, мало иметь просто желание - нужен еще и соответствующим образом подготовленный автомобиль. И о том, как именно нужно "готовить" и какое это дает преимущество на бездорожье, мы рассказывали на протяжении нескольких номеров. О том, что такое геометрическая проходимость, артикуляция подвесок, как увеличить клиренс и вообще основательно подготовить автомобиль для экстремального off road.
Но как бы профессионально не была проведена подготовка, сколь значительные средства не были бы вложены в доводку внедорожника, бывают ситуации, когда резервы проходимости оказываются исчерпаны. Полностью: автомобиль останавливается в самом неудобном и недосягаемом для других транспортных средств месте, и никакими ухищрениями не удается заставить его передвигаться дальше. Отличные внедорожные покрышки, огромный дорожный просвет, блокировки дифференциалов, понижающий ряд - все это оказывается бесполезным, когда приходится передвигаться в очень тяжелых условиях. Например, в топком болоте...
Именно поэтому помимо доводки автомобиля и усовершенствования его конструкции профессиональные джиперы много внимания уделяют различным аксессуарам, помогающим в безвыходных, казалось бы, ситуациях. И самый популярный аксессуар такого плана - это домкрат.
Домкрат
Собственно, домкрат - это не аксессуар, а стандартное оснащение автомобиля. В каждой новой машине он входит в ЗИП, наряду с "баллонником" - ключом для откручивания колесных гаек. Но если ключом можно разве что гайки крутить да в случае чего от хулиганов отмахиваться, то домкрат - более многофункциональный инструмент.
Впрочем, те домкраты, что лежат в багажниках ваших автомобилей, - это не совсем то, что нужно настоящему джиперу. Ведь обычный винтовой домкрат слишком высок, и его не подставишь в любое место, а домкрат-"бабочка", наоборот, можно подставить даже под порог лежащего на земле автомобиля, но он не может поднять его на большую высоту. Кроме того, оба типа домкратов работают только на твердой и ровной поверхности. В итоге и тот, и другой оказываются малопригодны на пересеченной местности.
А вот реечный домкрат Hi-Jack - это надежный помощник и спаситель. Изобретенный еще в начале прошлого века, он до сих пор не претерпел никаких изменений: появились новые материалы и сплавы, а конструктивная схема осталась такой же, как и во времена Дикого Запада.
Знаменитым "Хай-Джек" стал потому, что помимо основной работы - поднятия тяжестей - он может выполнять и множество других операций. Сжимать, тащить, толкать, вытаскивать столбы из земли - в общем, практически любая работа в сельском хозяйстве выполнялась с помощью Hi-Jack.
В автомобиле "Джек" тоже выполняет много работ. Самая элементарная и полезная - подъем. Благодаря своим конструктивным особенностям, Hi-Jack может "подцепить" автомобиль из любого положения, потому что для подкатывания "жала" достаточно и пяти сантиметров. При этом максимальный подъем составляет больше метра.
Этого вполне достаточно, чтобы освободить автомобиль из любой колеи. Когда машина повисла на днище или на мостах, ее достаточно приподнять с помощью домкрата на полметра от земли, а затем "столкнуть" в сторону, чтобы колеса встали на более ровную поверхность. Эта операция проводится сначала с передней осью, потом с задней - и через минуту беспомощно "повисший" внедорожник можно поставить на колеса.
Помимо этого, Hi-Jack может... тащить машину! Если зацепить его "верхушкой" за крюк на автомобиле, а к "язычку" привязать трос или, что лучше, - цепь, то каждое движение рукоятки будет понемногу продвигать автомобиль вперед. Но учтите, что полный ход "язычка" от крайнего нижнего до крайнего верхнего положения составляет около метра, так что если машина "закопана" далеко от дороги, процедуру вытягивания придется повторять много раз...
Впрочем, главной задачей для домкрата все же остается подъем. А вот если нужно тянуть, то для этого существует другой аксессуар.
Лебедка
Лебедки для внедорожников бывают электрическими, гидравлическими и механическими. У первых "тягачом" выступает электродвигатель, который при помощи понижающего редуктора наматывает на специальный вал трос, у второго - гидромотор, работающий с тросом по такому же принципу.
Механическая же лебедка может приводиться в действие от двух "источников": либо мускульной силой пилота, штурмана и других членов экипажа, либо специальным валом, выходящим из "раздатки". Он называется ВОМ - вал отбора мощности, имеется у всех классов сельхозтехники, а также у некоторых "профессиональных" вездеходов.
Несмотря на различные конструктивные особенности, назначение у всех типов лебедок одно: тащить. Или, если угодно, вытаскивать. А вытащить лебедка может отовсюду: хоть из болота, хоть из канавы, хоть из пропасти. Главное - чтобы максимальная грузоподъемность лебедки была больше массы самого автомобиля.
В этом случае можно творить какие угодно глупости на бездорожье без опасения оставить автомобиль в болоте до первых заморозков. Газуешь, буксуешь, едешь по любой траектории и без предварительной разведки брода - в общем, веселишься по полной программе. А если "попал", просто разматываешь трос лебедки, цепляешь его за ближайшее дерево - и через пару минут на свободе. Единственное, что нужно - чтобы поблизости было крепкое дерево.
Реальные примеры незаменимости лебедки можно приводить бесконечно. Ни одно трофи, ни одно серьезное внедорожное соревнование не обходится без использования лебедки - особенно если речь идет о группе "А", то есть профессионалах. Для них, профессионалов, трассы специально прокладываются по таким участкам, где без лебедки априори не проехать.
Например, на прошедшем недавно трофи-рейде "Ликва-2005" спецучасток первого дня для "профи" представлял собой топкое болото глубиной 0,5-1,5 метра. И движение по нему происходило следующим образом. Разгон по берегу, "ныряние" в болото, растягивание троса, "привязка" к ближайшему дереву, лебежение (так именуется процесс наматывания троса), сматывание троса, "привязка" к следующему дереву... И так - до того момента, пока спустя полтора часа автомобили не оказывались на противоположном берегу болота.
Другой пример еще интереснее. В этой ситуации лебедка вообще практически спасла автомобиль. Дело происходило на той же "Ликве", точнее, во время прокладки маршрута. Покатавшись по полесским лесам, экипаж "разведывательного" внедорожника решил, что на противоположном берегу реки могут оказаться очень интересные спецучастки, и по этому поводу решено было "съездить" туда и посмотреть.
Сказано - сделано: штурман взял трос лебедки и отправился вплавь на другой берег. Глубина в месте переправы оказалась небольшой - около полутора метров, - но течение очень сильным. Впрочем, отчаянных парней это не смутило, и когда трос закрепили за дерево, машина отправилась "вплавь".
Но уже в пяти метрах от берега стало ясно, что единственным правильным решением было использование лебедки, а все остальное - авантюрой. Как только машина попала на глубокое место, и капот скрылся под водой, пилот почувствовал, как ее начинает сносить течением. Еще секунда, и тяжелый внедорожник стал крениться, а потом медленно завалился на левый бок. Все, приехали!
Хорошо хоть, что пилот оказался ушлый и не поддался панике: как только ситуация вышла из под контроля, он заглушил мотор и выбрался наверх через правое окно. Но течение продолжало разворачивать автомобиль: так же медленно он перевернулся на крышу, потом дальше, на правый борт... Эх, была бы видеокамера, эти кадры могли бы победить в любом "Сам себе режиссер": внедорожник переворачивается в воде, а пилот, как "человек-паук", переползает с боковины на днище, с днища на другой борт...
Если бы не было лебедки, трудно сказать, чем бы закончилась эта история. Пока найдешь трактор, пока он сможет найти месте джипокрушения, пока эвакуируешь автомобиль... А так все закончилось просто великолепно: все время, пока автомобиль переворачивался в воде, лебедка продолжала работать, медленно но неумолимо наматывая трос на барабан. И в конце концов она вытащила лежащий на боку внедорожник на берег. Вот такой happy end! Кстати, вечером того же дня, после тщательной проверки, внедорожник вновь был на ходу.
Так что, если хотите ездить "по-взрослому", без лебедки никуда. Как правильно сказал один авторитетный джипер: "Она позволяет чаще ошибаться". То есть, ныряя в болото или в глубокую колею, вы можете быть уверены, что в любом случае выедете оттуда - пусть и не своим ходом, а на тросе лебедки.
Кстати, в сложных условиях лебедка позволяет еще и поберечь трансмиссию. Ведь проворачивая огромные "зубастые" колеса в грязи или глине, все узлы трансмиссии испытывают серьезные нагрузки, а эффекта при этом - почти никакого. Поэтому проще за пару минут прицепить трос к дереву, а потом медленно продвигаться вперед, помогая лебедке "колесами".
Именно поэтому лебедку можно встретить на любом мало-мальски профессионально подготовленном внедорожнике. А на серьезных аппаратах - даже по две, спереди и сзади. При этом автомобили для соревнований делаются следующим образом: быстросъемные и одинаковые крепления передней и задней лебедок позволяют в случае поломки одной из них быстро переставить исправную на место "умершей".
Средняя стоимость электрической лебедки - $600-1200, а зависимости от мощности и грузоподъемности. Правда, придется покупать или изготавливать еще и специальный бампер, где будет крепление соответствующей прочности. Ведь если лебедка мощностью пять тонн будет тянуть вперед застрявший внедорожник, она просто вырвет стандартный бампер. То же самое - с "гидравликой".
Механические лебедки, рассчитанные на использование силы человеческих рук, специального крепления не требуют - они "цепляются" за стандартную буксировочную проушину. Таким образом, в зависимости от типа "засады", ее можно цеплять и спереди, и сзади. Еще одно преимущество "механики": она не потребляет энергии аккумулятора, в то время как с электрической лебедкой приходится постоянно следить за напряжением в бортовой сети. Правда, "электрика" работает гораздо быстрее, чем механическая лебедка.
Но в любом случае, эффект от использования лебедки превосходит ожидания. Ведь ее можно цеплять не только за дерево. Специально для тех, что "любит" буксовать вдали от растительности, продаются специальные "якоря", по форме напоминающие сельский плуг. Штурман цепляет трос лебедки за такой якорь, относит его на несколько метров, и массой собственного тела вгоняет в землю. Далее, когда лебедка начинает наматывать трос, благодаря форме "жала" якорь еще сильнее впивается в землю, постепенно превращаясь в надежную опору.
Таким образом, если есть большое желание ездить по бездорожью, но пока нет соответствующего опыта, лебедка может стать вашим "звонком другу" в любой ситуации. Даже если вы один в автомобиле, даже если машина крепко сидит на днище или ее снесло в глубокий овраг, буквально за несколько минут можно вернуться за дорогу, не "насилуя" при этом трансмиссию.
Шноркель
Итак, благодаря домкрату и лебедке вы можете заезжать куда угодно, и потом практически беспроблемно оттуда выезжать. Но вот какая проблема: преодоление водных препятствий чревато серьезным повреждением силового агрегата. Ведь если двигатель "хлебанет" воды, случится гидроудар, а это как минимум погнутые шатуны, как максимум - дыра в блоке, сделанная сломанным шатуном. Такой казус называют "рукой дружбы". И чтобы никогда не видеть ее, нужно обеспечить двигателю "свободное дыхание" - установить шноркель.
Название экзотическое, но само устройство элементарное - герметичная труба, с помощью которой воздухозаборник двигателя выводится на высоту крыши автомобиля. Таким образом, даже если капот внедорожника уже скрылся под водой, на работе двигателя это никоим образом не скажется - он будет "дышать" через шноркель.
Естественно, что установкой одного шноркеля проблему "мореходства" не решить. Параллельно нужно изолировать всю электропроводку и систему зажигания, чтобы элементарно не "залить свечи". С дизельным двигателем это сделать проще, чем с бензиновым, и, тем не менее, спортсмены научились качественно "герметизировать" все агрегаты.
Помимо двигателя, перед водными процедурами герметизации подвергаются также другие узлы: коробка передач, раздаточная коробка, редукторы мостов и т.д. Ведь когда редуктор или "раздатка" работает, температура масла очень высока, происходит расширение, и оно начинает "выдавливать" воздух через сапун. А когда автомобиль заезжает в воду, температура внутри резко падает, и сапун "заглатывает" воздух, загоняя внутрь воду.
Поэтому нужно вывести трубку сапуна в салон или повыше под капот. Или, как вариант, надеть на нее камеру от футбольного мяча. Когда температура высока, камера надувается избыточным воздухом, а когда масло охлаждается в воде, камера сдувается - и воздух уходит обратно внутрь корпуса.
Аксессуары
Итак, домкрат, лебедка, шноркель - и сам черт вам не брат. Пусть покрышки совсем не "зубастые", пусть блокировки дифференциалов не работают, главное - вы можете сначала ехать, а потом "лебедиться", и таким образом передвигаться вперед.
А ведь вышеперечисленные аксессуары - еще далеко не все, что придумали джиперы для облегчения своей нелегкой участи. Для каждой "засады", для каждой ситуации у них есть целый арсенал приспособлений.
Например, ту же лебедку можно сделать еще эффективней. Если продвигаться колесами не получается, вся трасса проходится только на лебедке, и вам уже начинает казаться, что скорость наматывания троса на барабан мала, есть способ ее увеличить - с помощью элементарного блока.
Допустим, стандартная скорость сматывания - 1 км/ч. Но если закрепить на дереве блок, пропустить через него трос лебедки и "залебедить" его за бампер машины, то скорость сматывания сразу возрастет вдвое. И сила тяги - во столько же раз!
Если же лебедки у вас нет, а в случае "засады" есть только одна надежда - на трактор, все равно необходимо иметь кое-какие аксессуары. Во-первых, сам трос - достаточно прочный и эластичный, чтобы смягчать удар при резком выдергивании машины. Во-вторых, для зацепления толстого троса могут понадобиться так называемые "шаклы", иными словами - переходники. Ведь стандартная буксировочная проушина имеет очень небольшой диаметр, и поэтому трос "из трактора" в нее просто не пролазит. В этом случае на проушину одевается шакл, на шакл - специальный прочный крюк, а на крюк - трос. Такая схема позволяет использовать тросы любой толщины.
Впрочем, что это мы все о способах буксировки? Искусство джипера как раз и состоит в том, чтобы выбрать оптимальную траекторию, тонко чувствовать автомобиль и не допустить "засады". И проезжать там, где пасуют другие.
Поэтому многие аксессуары созданы для того, чтобы не выручать автомобиль, а помогать ему продвигаться самостоятельно. Например, давно известно, что для движения по зыбким покрытиям покрышки лучше спустить до предельно низкого давления - чтобы они "распластались" и образовали большее пятно контакта. Что, в свою очередь, дает меньшее удельное давление и позволяет колесам не "закапываться" в песке и не тонуть на заболоченных участках.
Но когда давление воздуха предельно низкое, покрышка может провернуться на ободе или колесо вообще "разуется". Чтобы этого не происходило, джиперы изобрели специальные колесные диски с "бэд-локами" - специальными замками, которые прижимают покрышку к диску и не дают ей проворачиваться или соскальзывать даже при полном отсутствии давления.
Выглядит "бэд-лок" как обычный диск. Только колесо на него бортируется с одной стороны, а другая сторона покрышки оказывается как бы "снаружи" диска. Далее боковина покрышки прижимается к диску снаружи специальным стальным кольцом, которое, в свою очередь, прикручивается к диску множеством болтов. В итоге получается, что покрышка намертво прикручивается к диску, и срывается с него только в том случае, если отрывается вся боковина покрышки. Впрочем, на трофи-рейдах бывает и такое...
Но, допустим, колеса вы спустили, "бэд-локи" свою работу сделали, участок преодолен. А что дальше? На 1,2 атм по лесным дорогам не погоняешь - мигом колеса угробишь. Поэтому нужно накачать. А как? Четыре колеса 38-й размерности насосом не накачаешь: он просто расплавится от такой нагрузки. Поэтому нужен компрессор - специальный, автомобильный. Он позволит за пару минут накачать покрышки до нормального давления. Кроме этого, компрессор нужен для работы заказных блокировок межколесных дифференциалов.
Послесловие
Таким образом, если вы внимательно читали все материалы цикла "Абсолютный внедорожник", то уже наверняка сами пришли к выводу, что абсолютной проходимости не бывает. Одни модели лучше ездят по грязи, другие - по горам, третьи лидируют на грунтовых дорогах, но объединить все их достоинства в одном автомобиле пока не получается. Ведь требования порой возникают едва ли не противоречащие друг другу: артикуляция подвесок "мешает" энергоемкости, огромный дорожный просвет - устойчивости и т.д.
В этом плане универсальным способом улучшения проходимости являются аксессуары. Автомобиль можно вообще не трогать, оставив его конструкцию стандартной, и только с помощью домкрата и лебедки он сможет преодолевать очень сложные препятствия. Конечно, процесс будет идти медленнее, чем у подготовленных трофийных "монстров", но зато выедете вы наверняка.
Павел КОЗЛОВСКИЙ