Причины создавшейся ситуации возникли не вчера. В период Путинского президенства сложилась модель формирования правящей элиты, которая сохранилась до сих пор. Суть ее заключалась в том, что система инкорпорировала в себя различные элитные группы — независимо от их идеологических ориентаций. Путин проводил синтетический политический курс. Его собственный имидж был создан по принципу лоскутного одеяла. Для перехвата инициативы у оппозиции кремлевские стратеги избрали политику популистской накачки рейтинга президента. Были перехвачены все популярные лозунги у самых различных партий. В риторике Путина легко обнаружить перепевы лозунгов коммунистов, Жириновского, левых радикалов и проч. Путинский миф создавался в жанре «фьюжн» — взять все, что есть под рукой, смешать и подать на стол. Вследствие такого подхода различные группы населения находили в образе нового президента знакомые черты. Так образовалось аморфное, деидеологизированное «Путинское большинство», сцементированное энтузиазмом по поводу «вставания с колен».
Этот же принцип был перенесен в элитную сферу. Бывшие оппозиционеры из «Отечества» с энтузиазмом слились с «Единством» и образовали невнятную «Единую Россию». Радикал Д. Рогозин был аккуратно оттеснен от партийной деятельности и нашел выход своей пассионарной энергии в качестве представителя РФ в НАТО. Коммунисты и жириновцы стали системной оппозицией и послушно штампуют законы в Думе, потому что «кормятся» у власти. Экспрессивный А. Проханов получил доступ к федеральным СМИ и призывает к возрождению Пятой империи и былого державного величия. В правительстве Путина уживался либеральный экономический блок с его прозападными идеями и «силовики», мечтающие возродить Совесткий Союз в модернизированном варианте.
Вся эта административно-идеологическая каша была возможна благодаря росту цен на нефть, длившемуся несколько лет. Количество «элитариев» все эти годы росло. К прежним ельцинским кадрам добавились Путинские. После того, как президентом стал Д. Медведев, начал расти слой «медведевцев» в коридорах власти. Таким образом, образовался трехслойный «торт» из ельцинских, Путинских и медведевских кадров. Причем аппетиты у «элитариев» постоянно растут. Не встречая со стороны общества никакого сопротивления и чувствуя свою безнаказанность, они стремятся откусить все большие «куски» госбюджета.
Мировой кризис внес в эту схему дисбаланс. Деньги из страны уходят. По подсчетам аналитиков «Голдман Сакс», из России в неделю выводится порядка 3 млрд. долларов. Акционеры крупнейшей российской компании, производящей продукты питания, «Вимм-Билль-Данн» продали свои акции американской компании «Пепсико». Такой раскрученный бизнес без веских причин не продают. История с «откатами» в «Транснефти» при строительстве ВСТО свидетельствует о запредельном масштабе «распила бабла» в государственных и аффиллированных с государством компаниях. Примеров можно приводить много.
Ситуация усугубляется предвыборным «праймериз» между «тандемократами». Кто будет баллотироваться в президенты из «тандема», зависит вовсе не от публикуемых рейтингов. Эти цифры давно уже не заслуживают никакого доверия. Решение зависит от того, чья элитная группа поддержки окажется сильнее — Путина или Медведева. Выдвижение в президенты зависит от позиции системообразующих олигархов и ведомственных лоббистских групп. Позиции армии, спецслужб, МВД, экономических министерств во многом являются определяющими при выборе будущего президента. Путин и Медведев поступают в этой ситуации одинаково. Оба пытаются подкупить свои группы поддержки, раздавая направо и налево всевозможные «проекты»: этим «Сколково», а тем «Сочи-2014»; этим деньги на новый космодром, а тем деньги на «высокотехнологичную армию»; этим бюджет на переименование милиции в «полицию», а тем Чемпионат мира по футболу в 2018 г. И т.д. и т.п.
Совершенно очевидно, что российский бюджет таких трат не выдержит. «Тандемократы» все еще не расстались с мыслью сохранить многослойную структуру российской «элиты» и перенести эту конструкцию в следующую президентскую шестилетку. А там, глядишь, и кризис кончится. Но Кудрин как человек, обязанный сводить дебет с кредитом, фактически заявил, что эта идея нереализуема. Неизбежен секвестр даже уже запланированных расходов. А секвестр расходов невозможен без секвестра части «элитариев». Никто добровольно своим «куском» не поступится.
Таким образом, по чисто экономическим причинам трехслойный кремлевский «торт» придется уменьшать в размерах. Такое количество желающих припасть к госбюджету страна прокормить уже не сможет. Концепция сваливания всех «элитариев» в одну бесформенную кучу себя исчерпала. Это было сделано для ликвидации феномена политической конкуренции и достижения пресловутой «стабильности». Но «стабильность» оказалась очень дорогим удовольствием. Оплачивать такую «стабильность» скоро будет нечем. Поэтому возобновление политической конкуренции, вытеснение одних элитных групп другими неизбежно, и в будущем году расслоение «торта» приобретет уже явный характер. А это, в свою очередь, до предела обострит борьбу за президентское кресло. В следующем году российские «элитарии» не дадут скучать стране. Год обещает быть динамичным.