andrey815, sergey+ извиняюсь, что повёл себя не сдержанно.
Причин загрязнения масла много:
Почему масло загрязняется? Причинами могут быть продукты износа деталей двигателя, проникающая вместе с воздухом грязь, нагар, недопустимо большое количество топлива в масле, конденсирующаяся в картере двигателя вода, а также попадающие в масло антифриз и частицы сажи очень малого размера, содержащиеся в отработавших газах.
Отложения в двигателе представляют собой липкие мазеобразные вещества от серокоричневого до чёрного цвета, откладывающиеся во время работы в двигателе, в картере, в клапанной крышке, в маслосистеме и в фильтрах. В основном, это эмульсия воды в масле, загрязненном различными примесями. Попадание воды в масло является одной из основных причин образования отложений. Состав отложений непостоянен и зависит от условий, при которых он образуется.
Соотношение веществ, входящих в состав осадков, может резко меняться, однако их содержание колеблется в следующих пределах (в вес. %):
- Масло...............................50-85,
- Вода.................................5-35,
- Топливо...........................1-7,
- Оксикислоты....................2-15,
- Асфальтены..................... 0,1-1,5,
- Карбены, карбоиды..........2-10,
- Зола..................................1-7.
Наличие отложений в двигателе представляет большую опасность. Они могут закупорить маслопроводные каналы, маслоприемник и фильтр. Если приёмник масляного насоса и маслопроводы будут забиты осадками, то нарушится нормальная подача масла, в результате чего может произойти выплавление вкладышей подшипников, задир шеек коленчатого вала и даже авария двигателя. Если масляный фильтр забит осадком, то к трущимся деталям поступает неочищенное загрязнённое масло, вследствие чего резко повышается износ деталей, возникает опасность пригорания поршневых колец и т.д. При наличии в двигателе осадка качество нового залитого масла резко ухудшается. Кроме того отложения могут со временем уплотняться и затвердевать так, что от них трудно очистить детали даже механическим способом. Поэтому, чем чаще меняется отработанное масло, тем меньше осадкообразование в двигателе.
Также на количество осадков в двигателе влияет вентиляция картера двигателя, т.к. вентиляция из картера способствует удалению паров воды и газа, прорывающихся из камеры сгорания. При плохой вентиляции даже применение самых лучших сортов бензина и масла не спасает от образования отложений. Из других факторов оказывает влияние фракционность горючего:
чем тяжелее фракционный состав горючего, тем большее его количество проникает в картер и приводит к росту отложений. При работе двигателя на этилированных бензинах в масло вместе с бензином попадает свинец, соединения которого резко ускоряют осадкообразование, также этому способствует плохое смесеобразование и сгорание горючего. К этому же эффекту приводит повышение температуры рабочей смеси. В качестве весьма существенного фактора, влияющего на появление осадков следует указать режим работы двигателя: работа на лёгких режимах наиболее опасна, так как при этом создаются наиболее благоприятные условия для осадкообразования.
Эксплуатация машины с небольшой скоростью, с малыми нагрузками, частыми и длительными остановками, работой двигателя на холостом ходу приводит к пониженным рабочим температурам в двигателе, более сильному загрязнению картерного масла продуктами неполного сгорания горючего, разжижению масла горючим.Отложения условно можно разделить на следующие виды:
1. Нарушающие циркуляцию масла вследствие забивания сетки маслоприемников и маслоподводящих каналов, что приводит к недостаточной смазке основных узлов трения.
2. Способствующие преждевременному выходу из строя отдельных деталей:
а) отложения на клапанах, что может привести к прогоранию и/или прогару клапанов;
б) отложения в зоне поршневых колец, вызывающие их закоксовывание;
в) отложения нагара в камере сгорания, которые приводят к потере мощности, неуправляемому (калильному) сгоранию и возникновению детонации;
г) образованию твердых осадков в картерах, которые, попадая к трущимся поверхностям, вызывают их быстрый износ.
В зависимости от температурных условий деталей все виды отложений можно разбить на 3 основные группы:
1. Высокотемпературные, основная причина образования которых - недостаточная стабильность и низкие моющие свойства масел.
2. Среднетемпературные.
3. Низкотемпературные, образование которых тесно связано с попаданием в масло воды, сажи и несгоревшего топлива.
Не меньшую опасность для машины представляют и низкотемпературные отложения. Наиболее интенсивно низкотемпературные отложения образуются в условиях коротких ездок с частыми пусками и остановками (городской цикл), с увеличением длины пробега автомобиля нарушения, связанные с образованием осадков (особенно низкотемпературных), почти полностью исчезают. В настоящее время масла с моющими присадками, предназначенные для тяжелых условий работы, получили широкое распространение. Эти масла удерживают осадки и продукты загрязнения в мелкодисперсном состоянии и уменьшают опасность их выпадения, сохраняют детали двигателя чистыми в процессе их эксплуатации.
Механизм образования низкотемпературных отложений можно представить в следующем виде:
1. Значительное загрязнение масла продуктами сгорания топлива главным образом наблюдается при работе двигателя на холостом ходу и резко уменьшается при нагрузке двигателя. Можно предположить, что основной причиной столь интенсивного загрязнения масла является чрезмерно богатая топливовоздушная смесь.
2. Работа двигателя на низкотемпературном режиме способствует попаданию водяных паров и горючего в картер двигателя.
3. Для снижения интенсивности загрязнения масла температуру в рубашке охлаждения и масла в картере необходимо поддерживать равной по меньшей мере 70°С.
4. Недостаточно эффективная вентиляция картера способствует загрязнению масла и не позволяет удалять агрессивные продукты.
5. Низкотемпературные осадки представляют собой жидкую мазеобразную массу, выпадающую из масла после превышения его "несущей способности". Большие нагрузки и частота вращения и, соответственно, более высокие температуры способствуют превращению жидких осадков в более твердые и липкие отложения.
6. Работа двигателя на переменном режиме ведет к образованию как низкотемпературных осадков, так и высокотемпературных отложений в зоне поршневых колец.