Иллюстрированы фрагментами из интервью Дмитрия Медведева газете «Ведомости»
Родители – в длительной командировке (вероятно, за границей), Митя – один в большой квартире. Он связался с двумя хулиганами, Вованом и Игорьком. Эти двое постоянно безобразничают, Митя принимает в их развлечениях посильное участие и, в общем, доволен обстоятельствами. Но есть одна проблема. Это сосед по площадке, Сидоров.
1. Однажды Митя попросил у Сидорова в долг. Родители присылали достаточно, но все деньги Вован и Игорек тратили на выпивку и проституток. Сидоров говорит: «Послушай, Митя, каждый раз, когда я тебе даю в долг, по вечерам шум, пьянка. Мне кажется, деньги достаются Вовану и Игорьку. Не дам». Митя отвечает: «Видите ли, на прошлой неделе у нас действительно были очень серьезные проблемы. Кризис, можно сказать. На утро Вовану даже плохо стало. Пришлось лечить. Но теперь мы этот кризис почти преодолели, а потом сразу все отдадим. С процентами». Сидоров денег не дал.
Д. Медведев: «А мы действительно ждем инвестиций, мы хотим быстрого восстановительного роста после периода кризиса. Не предвосхищая моего выступления, я бы хотел сказать, что оно будет адресовано всем, кто заинтересован развивать экономические отношения с Россией, вкладывать в Россию деньги, создавать совместные предприятия, искать новые точки роста. В конечном счете — заниматься вместе с нами модернизацией экономики нашей страны».
2. Однажды Сидоров стал ругать Митю: Вован опять облевал всю лестничную площадку. Митя отвечает: «Мне очень жаль. Я ведь все время разговариваю на эту тему с Вованом. Не скажу, что есть какие-то выдающиеся успехи. Но вы знаете, все закончилось гораздо лучше, чем раньше. Вован теперь уже не говорит, что это нормально, что [зум] ему этот Сидоров [зум]. Нет, теперь и Вован, и даже Игорек понимают, что нехорошо блевать на площадке. Это очень важно!»
Д. Медведев. «Я не считаю, что есть какие-то выдающиеся успехи, но есть несколько положительных вещей. Первое: мне теперь никто не говорит, что у нас и так все хорошо, что у нас есть определенный курс и если будем все делать так, как планировали, то тогда все получится. Представители разных партий, начиная с правящей партии и заканчивая оппозиционными, понимают, что без модернизации экономики, только за счет ресурсов углеводородного развития, нам ничего не сделать. Это очень важно!»
3. Однажды Сидоров упрекнул Митю: он и его друзья развели в квартире грязь, тараканы расползаются по всему дому. Хоть бы полы вымыли, что ли. Митя отвечает: «Знаете, если бы у меня были другие друзья, то тогда, может быть, и пол не нужно было бы мыть. Они бы не сорили. Но друзья у меня – такие, какие есть. Если вы спросите, поддерживают ли они чистоту, то прямо скажу – нет. Но ведь друзей за один день не поменяешь».
Д. Медведев. «Если бы у нас были другие институты власти, начиная от президента и правительства и заканчивая муниципальными органами управления, может быть, нам и модернизация не потребовалась бы. Если бы они были в таком же состоянии, как, допустим, в Евросоюзе. Но мы-то в России. Поэтому, если вы меня спрашиваете, всегда ли институты власти оказывают положительное влияние на модернизацию, то мой ответ – нет. Они зачастую тормозят ее, и в этом пороки нашей власти, причем снизу доверху. Но иной власти у нас пока нет, и ее невозможно поменять за один день».
4. Митя – Сидорову: «Вот вы говорите, вымыть пол, вынести мусор, не тащить в квартиру всякую дрянь с улицы. Вы думаете, я сам об этом не говорю? Когда я впервые поднял эту тему, Вован и Игорек меня буквально высмеивали, говорили, что такую грязищу [зум] вовек не выведешь. Намекали, что только зря время потратим на уборку, а Сидоров потом все равно заругается. Но я считаю, что правильно поступил. Если так рассуждать, с грязью никогда не покончим. Конечно, чище пока не стало, но это как посмотреть. Тараканы, да, не выводятся, зато блох пока нет».
Д. Медведев. «Вообще, когда я стал президентом, меня отговаривали от этой темы. Говорили буквально следующее: зачем вы за это беретесь? Вы же не победите коррупцию ни за год, ни за два, за президентский срок не победите. Это абсолютно справедливо. В какой-то момент люди начнут уставать, думать, что какие-то решения приняты, а коррупция как была, так и есть, с нас как тянули, так и тянут. И будет большой диссонанс между словами президента и реальной ситуацией. Но если так рассуждать, то мы никогда не начнем борьбу с коррупцией. Я считаю, что я правильно поступил, когда поднял эту тему на высший уровень, и, что бы там ни говорили, мы борьбу начали. Да, успехов почти нет. Хотя все можно оценивать по-разному».
5. Однажды Сидоров пожаловался Мите: кто-то накакал ему на коврик под дверью. Митя не стал отрицать, что это был, скорее всего, Вован: «Вы знаете, я ведь долго думал, почему они с Игорьком такие. Тут несколько причин, в основном исторических. В нашей стране – почитайте даже античных авторов – с гигиеной всегда было плохо. Ментальность такая. А Вован и Игорек, вы сами знаете, из каких семей. Нелегко им привыкать к нашему интеллигентному быту».
Д. Медведев. «Я долго размышлял, почему у нас такое разнузданное положение с коррупцией, и нашел несколько причин. Есть исторические причины, о которых все говорят, потому что брать взятки в нашей стране всегда было делом незазорным. В середине XIX в. даже вышла книжка «Как правильно брать взятки». Это отражение общественной ментальности. Кроме того, мы все-таки очень быстро шагнули из тоталитаризма, в принципе, во вполне либеральное общество».
6. Однажды Сидоров окончательно вышел из себя и стал требовать, чтобы Митя поставил Вована и Игорька на место. Даже хотел их выгнать. Митя ответил: «Я что, должен всех моих друзей заменить на новых? Что же вы думаете, я выгоню Вована и Игорька, и сразу все у меня в квартире наладится? Да ничего подобного. Это иллюзия, что у меня сразу появятся хорошие друзья, которые не будут пить и разводить грязь. Здесь нет прямой зависимости. Есть алкоголики, которые ведут очень достойную жизнь, а уж о кокаинистах и говорить не приходится».
Д. Медведев. «Но я не считаю, что достаточно поменять политические институты, привести их в порядок, и у нас будет другая экономика. Это иллюзия, что возникнут хорошие чиновники, которые не будут брать взяток, государство, которое не будет вмешиваться в экономическую жизнь, суды, которые будут всегда последовательны и будут выносить абсолютно правосудные и мотивированные приговоры, – и будет создано общество всеобщего благоденствия. Здесь нет прямой зависимости, это разные слагаемые успеха. Вы знаете примеры весьма жестких, иногда авторитарных обществ, которые очень успешны в экономическом плане, где мало коррупции и все развивается по вполне оптимистическому экономическому сценарию, но политические институты в этих странах развиты весьма слабо».
Чем кончилась история Мити Твитина? Может быть, приехали из командировки родители, выгнали Вована и Игорька, вычистили квартиру. Может быть, Сидоров съехал, а Вован и Игорек выгнали из дома самого Митю. Он им, по правде сказать, надоел со своими разговорами. А может, Сидоров, перед тем как съехать, продал свою квартиру таким реальным пацанам, что Вован и Игорек сбежали сами, отлупив Митю и забрав с собой все ценное, что еще оставалось. В общем, в квартире что-то изменилось. Но что именно – не знаю.