Газ, а что зимой движок до рабочей температуры не прогревается, по твоему? )))
Движок-то прогревается. Вот только масло, при минусовой температуре и при скорости, в поддоне, как правило, градусов на 10-15, а то и на 20 (в зависимости от той же окружающей темп. и скорости) холоднее, чем летом. Плюс сам двигатель больше охлаждается. И получается, что 30-ка зимой по вязкости. даже в горячем двигателе, приближается к летней 40-ке. Не успевает она полностью прогреться.
Проверено на практике. У нас один, до мозга костей, моторист на Теране врезал в поддон темп. датчик масляный фреоновый (так, ради прикола), и всё очень наглядно видно.
Опять же. возвращаясь к пароходам, где на всех дизелях есть темп. датчики масла. Там охлаждение и масла и пресной воды происходит забортной водой в теплообменниках. Летом на своём льём Мобилгард 412(это типа 40-ка), а зимой 312 (30). С учётом того, что вода зимой ниже 0 не остывает, а летом у нас больше 15-17 не прогревается, даже эти 15-17 градусов очень даже влияют.
Летом темп. масла может быть 85-90, а летом ни разу не видел, чтобы выше 70-75 поднималась. Так же и по давлению масла очень наглядно видно. Если летом оставить 312-й, то 1-1.5 очка теряется, за счёт разжиженности масла. А что тогда говорить о разнице между -30 и +30?
Вот тебе, бабушка, и юрьев день.
Чисто практические наблюдения.....