Впрочем, нежданная новость о том, что вашу «ласточку» в своё время «забыли» растаможить, – это не самый плохой вариант. Ещё большими неприятностями может обернуться покупка краденого средства передвижения – не важно, разыскивается ли оно по линии Интерпола или было похищено в нашем отечестве.
Судьба большинства угоняемых машин весьма однообразна: в подпольных автомастерских перебиваются номера на двигателе и кузове, изготавливаются фальшивые документы, после чего «экземпляры», как их называют автомобильные воры, поступают в продажу. Причём если раньше первым признаком того, что вам пытаются втюхать краденое авто, была его явно заниженная стоимость, то сейчас их продают по нормальной цене.
Разумеется, на криминальной машине не будет следов погони или раскуроченных взломщиками замков. Более того, проявив дотошность и «пробив» её по милицейской базе, вы наверняка обнаружите, что в розыске она не числится. Ещё бы! Ведь в базе значатся «родные» идентификационные номера угнанных авто. Стоит изменить хотя бы одну цифру – и машина окажется чище чистой. Её даже поставят на учёт в ГИБДД, и вы можете какое-то время на ней ездить, например пока вас случайно не остановит патруль, в котором трудится криминалист, специализирующийся на автотехнической экспертизе. Он-то и определит, что на кузове вашего авто перебиты две-три цифры номера.
«Нарваться на краденый автомобиль в России проще простого, – поделился с нами президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – В 90-е годы в одной только Москве каждый день угоняли до 100 машин. То есть ежегодно похищались десятки тысяч, а в масштабах всей страны – сотни тысяч авто. В итоге на руках у наших граждан оказались миллионы транспортных средств с перебитыми маркировочными обозначениями. И сейчас их количество продолжает увеличиваться».
Выявление «нехорошего» автомобиля влечёт за собой аннулирование его регистрации. А дальше начинается самое интересное. Если удаётся установить, какой была заводская маркировка, машину возвращают законному владельцу. Оставшийся с носом последний хозяин опять-таки может попытаться отсудить свои деньги у продавца. Но, если его и найдёт, скорее всего окажется, что в договоре купли-продажи авто оценено в 10 раз дешевле, чем за него было уплачено: так делают многие, чтобы не платить налоги. Как результат типичная для России ситуация: честный покупатель краденого «тарантаса» остаётся и без колёс, и без денег.
«Но даже если законный владелец не обнаружится, а суд признает вас добросовестным приобретателем, пользоваться машиной вы всё равно не сможете, – продолжает наш собеседник. – Потому что ГИБДД её не зарегистрирует, руководствуясь указом президента № 711, где прямо сказано, что транспортное средство может быть не поставлено на учёт, если имеются признаки подделки маркировочных обозначений или документов. На самом деле это огромная проблема, поскольку никто не знает, что делать с такими машинами».
Как же обезопасить себя от покупки ворованного авто? Пожалуй, визитной карточкой торговцев краденым является то, что они реализуют не снятые с учёта машины, причём по доверенности. Обычно рассказывается душещипательная история про разбитого параличом двоюродного брата, которому срочно понадобились деньги на лечение (вариантов сочинений на заданную тему великое множество). С помощью доверенностей угонщики заметают следы, так что не удивляйтесь, если на ближайшем посту ГИБДД вас «обрадуют» известием о том, что документы на авто фальшивые, а номера на кузове и «движке» перебиты. Найти собственника машины и тем паче продавца вам никогда не удастся, потому как имена и фамилии, указанные в документах, скорее всего взяты с потолка. Словом, с продавцами, «толкающими» авто по доверенности, лучше не связываться. Насторожённость также должен вызвать продавец, который представляется «просто Славой», даёт только номер мобильного телефона, а показать паспорт и вовсе стесняется.
Кроме того, не помешает проверить понравившийся автомобиль на предмет перебивки номеров. Правда, как выясняется, разглядеть следы вмешательства в маркировочные узлы получается далеко не всегда. «Многие перед покупкой машины едут к эксперту. Ну и толку? Эксперт смотрит и говорит: да нет, номера не перебиты. А на самом деле могут быть очень даже перебиты! – говорит г-н Травин. – Сейчас научились так ловко это проделывать, что уже не всякий эксперт может без глубокого исследования установить, менялось ли что-то в маркировочных обозначениях».
По словам нашего эксперта, единственный на сегодня более или менее надёжный способ проверить чистоту приглянувшегося «коня» – это «пробить» его по заводской базе. «Можно прийти к официальному дилеру с копией ПТС и сказать: я хочу купить вот такой автомобиль, и если куплю, то обязательно буду обслуживаться у вас (надо же их как-то заинтересовать), проверьте, пожалуйста, сходила ли с конвейера машинка с такими маркировочными обозначениями, – советует Виктор Николаевич. – Поверьте, ответ не заставит себя долго ждать. Если он будет утвердительным – машина чистая, если отрицательным – от её покупки стоит отказаться».
Ещё одна крупная «засада» на вторичном авторынке – машины, которые находятся в залоге у банков, выдавших автокредиты их бывшим владельцам. При таком раскладе итогом удачной на первый взгляд покупки оказывается потеря покупателем и дорогого приобретения, и уплаченных за него денег. Плюс ко всему честный человек становится осуждённым должником банка, о существовании которого он мог даже не догадываться.
И таких людей в России уже появилось немало. При этом чаще всего жертвами аферистов становятся те автолюбители, которые покупают малоподержанные машины. До недавнего времени стать обладателем авто в хорошем состоянии с небольшим пробегом было синонимом счастья. Теперь почти новая машина – первый признак опасности.
«Такая схема обмана доверчивых сограждан появилась относительно недавно, – говорит г-н Травин. – Мошенник берёт машину в кредит. При этом банк забирает у него паспорт транспортного средства (ПТС), поскольку до погашения долга авто находится в залоге. Однако он смело идёт в ГИБДД и говорит: а я ПТС потерял, выдайте мне дубликат. А этой бумажки, которую теперь, кстати, можно получить даже без предъявления самого автомобиля, достаточно, чтобы его продать».
Между тем машина остаётся в залоге у банка даже при смене владельца. И если получатель кредита нарушил условия договора (а в этом можно даже не сомневаться), то банк вправе потребовать продать авто в счёт погашения кредита, несмотря на то что он уже принадлежит третьему лицу. Как правило, такого рода мошенничества вскрываются на стадии, когда новым владельцам машин приносят повестки в суд, где должны рассматриваться иски банкиров о продаже залога. То есть тогда, когда покупатели машин должны их лишиться.
В московских судах сейчас находятся десятки исков банков к гражданам – владельцам автомобилей на предмет их изъятия как имущества, обременённого залогом. Эти дела уже поставлены на поток, и решения всегда принимаются в пользу кредитной организации. Даже если человек попытается доказать, что он не знал и не мог знать о том, что машина в залоге, это не поможет. В апреле 2007 года Верховный суд после рассмотрения одного из таких дел постановил, что исключений из правила о сохранении залога закон не предусматривает. Стало быть, доказательства того, что покупатель является добросовестным приобретателем, на служителей Фемиды не подействуют.
В конце концов судебные приставы изымают автомобиль у нового владельца и выставляют его на торги, после чего банк получает свои деньги. Обычно изъятая машина уходит с молотка за сумму, которая значительно меньше её стоимости и размера кредита. А недостающая часть задолженности по замыслу банкиров должна компенсироваться из средств заёмщика.
После этого человек, потерявший и деньги и машину, может потребовать возмещения убытков от того, кто продал ему заложенный автомобиль, а также подать заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. Однако перспективы поиска продавца весьма туманны. Обычно аферисты скрываются или у них просто не оказывается имущества, которое могло бы покрыть их долги.
Самое печальное, что застраховаться от подобного развития событий практически невозможно. В отличие от недвижимости, для которой есть Единый государственный реестр прав, регистрировать залоговые сделки с автомобилями закон не обязывает. «Единственный вариант не попасться в сети мошенников – это обзвонить все банки страны, которые выдают автокредиты. Совершенно ясно, что это нереально, – вздыхает г-н Травин. – Поэтому банки должны создать единую информационную базу, по которой любой гражданин мог бы проверить, кредитная это машина или нет».
Пока же такой возможности нет, можно лишь посоветовать потенциальным покупателям обходить стороной продавцов, которые предъявляют дубликат ПТС вместо подлинника. Особую бдительность следует проявлять, если речь идёт о транспорте, возраст которого не превышает трёх лет, потому как именно на этот срок банки выдают автокредиты. А если машину продают спустя недели или месяцы после покупки – это серьёзный повод вообще отказаться от покупки.