Во вторник в Москве прошла пресс-конференция ведущих военных экспертов, посвященная вопросам перевооружения армии. Сопровождали мероприятие слайды с цитатами из президента. Например, такой: «Мы не можем обойтись без расходов на оборону, причем расходов, достойных Российской Федерации». Дальше шло что-то о банановой республике.
Однако в ходе пресс-конференции выяснилось, что, судя по закупаемому вооружению, мы и есть та самая банановая республика, о которой говорил президент.
На деньги, потраченные на один «Мистраль», можно построить два десантных корабля, которые могут принимать самолеты и вертолеты в боевом режиме, сообщил бывший начальник вооружения Вооруженных сил РФ, генерал-полковник Анатолий Ситнов. А «Мистрали», по его мнению, больше подходит для войны с папуасами.
Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко предположил, что «Мистрали» будут отправлены на Тихоокеанский флот, где защитят от японцев Курилы. Однако остальные эксперты с Коротченко не согласились. «Покупка „Мистралей“ была политическим решением. Приняли решение — надо закупать, потом продадим эти „Мистрали“ на иголки шведам», — заметил Анатолий Ситнов, и процитировал Горбачева: «всей правды вы не знаете и никогда не узнаете».
Ожидается, что 2015 г. парк российской военной техники должен обновиться на 30%. Однако обновляют ее пока в большей мере зарубежной техникой устаревшего образца. Так, Израиль отказался продать России беспилотники нового поколения. Также за рубежом, по словам экспертов, были закуплены бронетранспортеры, которые проигрывают нашим «Тиграм», и снайперские винтовки, у которых разрывается ствол, если вооруженные ими спецназовцы открывают огонь, выходя из воды.
Вот и получается: какие деньги ни выделяй, все впустую. «Даже в тех сферах, где у нас было свое собственное производство, мы пошли на полную зависимость», — отметил старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Евсеев.
Анатолий Ситнов уверен: причина неудач в закупках кроется в том, что Минобороны реформировало советскую систему рособоронзаказа. По его словам, еще в Англии в конце 80-х советскую систему признали более эффективной, чем американская. «У нас были схемы кооперации, был конкурс проектов», — напомнил эксперт.
Сейчас часть производств распродали, в итоге цена на российскую военную технику неоправданно выросла. Танк из Нижнего Тагила 10 лет назад стоил 17 млн руб., теперь — 118 миллионов. «Главком Постников уже сказал: мне танк за 118 млн не нужен. Причем за границу эти же танки продают в два раза дешевле. Так где же логика?» — удивляется Ситнов.
Если дело все-таки доходит до инвестирования в отечественное оборонное производство, то и здесь все часто происходит наперекосяк. По мнению Владимира Евсеева, никакие новые С-400 не защитят Москву от межконтинентальных ракет, так как для этого требуется другой тип средств ПРО, которые могли бы перехватывать ракеты на высоте 200–300 километров. Говорить же о совместной ПРО просто наивно — сотрудничать можно тогда, когда есть силовые элементы, а у нас есть некая система вокруг Москвы, которую вообще ни с чем невозможно скооперировать.
О том, что противовоздушная оборона Москвы больше не защищает город от ракетных ударов, еще летом говорил сопредседатель вневедомственного экспертного совета по воздушно-космической обороне (ВКО) Игорь Ашурбейли. Игорь Коротченко тогда заявил, что слова Ашурбейли наносят сильный политический ущерб внешнеполитическому курсу Дмитрия Медведева, и заодно обвинил его в разглашении государственной тайны.