"Мы подошли из-за угла" и «Никто не хотел умирать»: приспособления для стрельбы из укрытий уходят корнями аж в XIX век. Проблема, как увидите, не новая. С появлением огнестрельного оружия её пытались решить по-своему русские, немцы, американцы и израильтяне. Устройства получались не ахти какие, но занятные и интересные.
Начнём с наших, с русских. В книге Ю. Ф. Каторина, Н. Л. Волковского и В. В. Тарнавского «Уникальная и парадоксальная военная техника» сообщается, что ещё в 1868 году артиллерийский генерал Маиевский предложил сделать ствол пушки изогнутым.
Но кривой ствол — согласитесь, что это курьёзное решение проблемы одним из первых приходит в голову — был нужен не для пальбы из-за угла, а для улучшения качества стрельбы дисковыми снарядами.
Потом была Первая Мировая. Нашпигованный свинцом воздух явно не располагал к тому, чтобы высовываться из окопов. Но воевать, понятно, было надо, потому русские военоначальники задумались о защите своих солдат.
«Тендер» выиграли финские оружейных дел мастера, которые предложили устройство, дающее возможность отправлять пули во врагов, не показываясь из окопов.
Стреляли тогда из винтовки Мосина. Для неё-то финны и придумали хитрое приспособление. Во-первых, они, грубо говоря, сделали для винтовки подставку и удлинили спусковой крючок. А чтобы воин видел, куда отправляет пули, устройство оснастили перископом, правда, без Zoom-а. Но вот для перезарядки всю конструкцию приходилось возвращать в окоп, что посчитали не слишком удобным.
По большому счёту, именно вышеописанный принцип использовали в наши дни израильтяне, о разработке которых речь пойдёт ниже. Однако этому предшествовали всё-таки искривлённые стволы. Придумали даже слово «кривоствольный».
Так немецкий Kummerlauf выглядел и использовался (фото somethingawful.com и lexikon-der-wehrmacht.de).
Discovery Channel на эту тему пишет, что идея загнуть стволы винтовок для стрельбы из-за угла во время Второй Мировой пришла в головы советских солдат в ходе сталинградских боёв. Трудно сказать, так ли это, хотя кое-кто видел ППШ с кривым стволом в военном журнале.
В общем, не совсем понятно, когда в СССР появилось кривоствольное оружие — то ли в 1943-м, то ли уже после войны. Известно, что стволы искривляли у пулемётов Горюнова и Калашникова. Занимались этими экспериментами Н. Ф. Макаров и К. Г. Куренков. Криволинейные пулемёты предназначались для танкистов, чтобы они могли простреливать обширную для тех, кто в танке, «мёртвую» зону.
Да уж, Калашников со стволом, изогнутым вниз (!) на 90 градусов, заставляет сомневаться в реальности происходившего. Впрочем, танкистам такой «поворот» не пришёлся по душе, и стволы загибать в Советском Союзе перестали.
Оно и понятно — загнут-то ствол был в одну сторону и не разгибался вовсе. Чтобы из такого прицельно стрелять, не только практика нужна, но и особый талант.
А вот немцы, хотя стволы не искривляли, в 1943 году приспособление для стрельбы из укрытий официально приняли на вооружение. Этих приспособлений было произведено от полутора до 8 тысяч штук. Krummerlauf («Согнутый ствол») — так называлась эта штука.
По сути, это была насадка с перископом и кривым продолжением ствола. Проще говоря, использование «Круммерлауфа» было похоже на стрельбу через кухонный водопроводный кран. Залезаете под раковину, вставляете ствол в трубу, и пуля по кривой вылетает в цель, обнаруженную вами загодя при помощи всё того же перископа.
«I»-версия предназначалась она в основном для штурмового карабина пехотинцев, а вариант «P» — для танкистов. Но на самом деле версий было больше, и стрелять они позволяли под разными углами — от 30 до 90 градусов. Та, что для карабина Sturmgewehr-44, изменяла траекторию пули градусов на 30.
Для боя в городских условиях Krummerlauf мог быть полезен, но на поле «нормальной» битвы лишние металл и стекло были просто смешны. Солдаты шутили, что «Согнутый ствол» годится для борьбы с карликами или гигантскими разумными гусеницами. Дело в том, что «искривлённые» пули нередко летели мимо цели, а оружие просто заклинивало. Поэтому использовалось приспособление редко.