Как полицейские ловят «старичков»
В южной столице Казахстана развернулась «охота» на автовладельцев– загрязнителей атмосферы. В ДВД города объясняют эту кампанию необходимостью реализации программы по снижению загрязнения окружающей среды на 2009-2018 годы, а общественность называет ее очередным «выдаиванием» денег с алматинцев.
Утром в понедельник в редакцию позвонил читатель и рассказал, что на въездах и выездах в южную столицу активизировали работу экологические посты. По его словам, экологи совместно с сотрудниками дорожной полиции и вооруженными СОБРовцами «останавливают относительно старые автомобили и начинают проверять уровень токсичности выхлопа».
Затем «злостного загрязнителя воздуха приглашают в автомашину гаишника, где сидит какой-нибудь майор и старший эколог», и дальше- по известной схеме: можно отдать 3 тысячи тенге или «согласиться» на штраф в размере 2 МРП. «Причем о законности претензий никто ничего внятного сказать не может. Сами экологи говорят, что «немцы» (автомобили немецкого производства- авт.), выпущенные до 2000 года, сильно «фонят», а значит, их можно легко заловить», - отметил звонивший.
«Заловленного» автовладельца экологи также «подбивают» установить на машину катализатор, чтобы в дальнейшем проблем на экопостах не было. Как выяснил наш читатель, стоит такой прибор в пределах 500 долларов. «Вот это и смешно, особенно когда требуют установить его, скажем, на старенький «москвич», стоимость которого едва достигает 1000 долларов. Даже мой «ауди» стоит максимум 5000. И получается, что я должен вложить 10% от стоимости авто. И при этом ссылки на качество бензина экологи не принимают», - возмущался владелец «немца».
Нам стало любопытно, кого и за что останавливают экологи и сотрудники полиции, на каком основании и в самом ли деле имеет место вымогательство? Озадачившись этими и другими вопросами, мы отправились на экологические посты, находящиеся на пересечении проспекта Рыскулова и Кульджинского тракта и по Талгарской трассе.
По первому адресу работали сотрудник дорожной полиции и СОБРовец (человек с автоматом). Однако не успели мы представиться, как к нам сразу же подбежали взволнованные постовые и стали кричать: «Кто вы такие?! Не фотографировать! Без разрешения нельзя!»
Полицейские не представились и не стали отвечать на наши вопросы. Несолоно хлебавши мы поехали по второму адресу. Но там ситуация повторилась. Более того, нашего фотокорреспондента дорожные полицейские даже попытались задержать и отпустили только после нашего звонка в пресс-службу ДВД города.
Именно пресс-служба взялась разогнать туман вокруг экологических постов. Начальник управления дорожной полиции ДВД города Алматы, полковник Арман Сарбасов решил лично встретиться с нами, так сказать, на месте операции и ответить на наши вопросы. Более того, пресс-служба оперативно выслала ответы на наш письменный запрос.
Встретились мы с полковником на 13-м километре Бишкекской трассы. Выяснилось, что в настоящее время по периметру Алматы выставлены 7 постов полиции. По словам г-на Сарбасова, приказ об их создании за №507 был выпущен в августе прошлого года, однако посты действуют последние 6—7 месяцев и дежурят там «только сотрудники полиции, экологов нет». Но, как мы поняли, экологическими эти посты назвать все-таки можно.
Сотрудники дорожной полиции «действуют в рамках реализации комплексной городской программы по снижению загрязнения окружающей среды в Алматы на 2009—2018 годы, направленной на улучшение экологической обстановки в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Как экологическая обстановка может обеспечить безопасность движения, мы не поняли, а пресс-служба этого не разъяснила, ну да ладно.
Зато нам в деталях разъяснили, что полицейские обязаны пресекать и предупреждать административные правонарушения. А эксплуатация автомототранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих атмосферу выбросов как раз подпадает под Административный кодекс- статья 247.
Как пояснила в своем письменном ответе пресс-служба ДВД, размер штрафов составляет 2 МРП (чуть больше 3000 тенге) при первом нарушении. Если за год водителя поймают еще раз за загрязнение воздуха, то прощайте уже 5 МРП (7500 тенге). «За 6 месяцев текущего года к административной ответственности привлечено 9030 водителей, что на 7,9% меньше по сравнению с прошлым годом», - сообщила пресс-служба.
В свою очередь полковник Сарбасов в разговоре с нашим корреспондентом нагнал страху на злостных нарушителей экологического законодательства: после трех штрафов у них на год могут отобрать права и контролировать «выполнения требований». Как тут не вспомнить рассказ нашего читателя, которому предлагали за 500 долларов поставить катализатор, то есть «выполнить требования».
Однако наш собеседник отмел все подозрения- его люди к катализаторам не имеют никакого отношения, так как «это вопросы экологов». Интересно, кто же тогда «впаривал» нашему читателю эту штуку, если г-н Сарбасов сам говорил, что на постах нет экологов, а только лишь полицейские.
Жалобы водителей на плохой бензин, который «заставляет» их нарушать экологическое законодательство, главный дорожный полицейский Алматы также переадресовал экологам. При этом стоит отметить, что полицейские запросто проводят «экологические замеры» без экологов с помощью 14 газоанализаторов марки «Автотест-01.03 М» и 14 дымомеров марки «Мета-01МП0.1». По их заверениям, все приборы сертифицированы АО «Национальный центр экспертизы и сертификации».
Мы задали Арману Сарбасову вопрос «на засыпку»- о том, почему автовладельцы нарушают экологическое законодательство и что с этим делать. «Причин очень много. Это зависит от менталитета человека. Есть люди, которые не думают о последствиях и окружающей среде. Должно быть самосознание у любого водителя», - философски заметил глава алматинских дорполовцев.
Что же касается коррупционной составляющей, то г-н Сарбасов заверил нас, что в рядах дорожных полицейских не было зафиксировано ни одного подобного факта, и потом сказал загадочную фразу: «Если вы к нам с заявлением обращаетесь, мы обязательно разбираемся по каждому факту. Безнаказанно никого не оставляем, вплоть до увольнения».
Мзда за воздух. Народ «доить» можно, а крупные предприятия — нельзя
Опрошенные нами автовладельцы с полковником не совсем согласны. Они считают, что решение экологических проблем — дело государственное, а экологические посты — это лишь «рассадник коррупции».
Выходом из ситуации, по мнению председателя партии «Руханият» Серикжана Мамбеталина, могла бы стать программа перевода автомобилей физлиц на сжиженный газ. По этой программе правительство могло бы создать условия для получения целевых потребительских кредитов на переоснащение автомобилей на газовое оборудование, которое стоит от 500 до 1000 долларов.
Что касается внедрения катализаторов в автомобили типа «москвича», это, утверждает он, «не решит никакой проблемы». «Была уже такая программа, потрачена куча денег, а толку нет. Катализаторы работают в Европе, у нас, где бензин со свинцовыми присадками, катализаторы на второй же день перестают функционировать», — констатировал г-н Мамбеталин.
Глава Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков тоже считает, чтобы решить проблемы некачественного топлива, «нужна серьезная кампания, а не кампанейщина, как сейчас». «У нас 30% топлива (исследование в прошлом году проводила одна компания) не соответствует даже Евро-2, не говоря уже про Евро-3, - заметил он. - И то, что нерадивого загрязнителя воздуха приглашают на рандеву с дорожным инспектором тет-а-тет в автомобиль, еще раз показывает, что никакой борьбы за экологию не ведется. Это просто очередная кормушка. В лучшем случае 30% пойдут в бюджет, а 70% пойдут в «другой» бюджет».
Сергей Уткин уверен, что решить проблему можно только на государственном уровне. «У нас плохой бензин и старые автомобили, так как наша страна, что бы ни говорило наше правительство, относится к числу развивающихся стран, если говорить без политкорректных ужимок, - к недоразвитым. То есть реальный уровень доходов населения очень низкий, и покупка нового автомобиля для наших граждан — непозволительная роскошь», - высказал своем мнение юрист.
Он считает, что теоретически государству проще контролировать несколько предприятий, загрязняющих воздух (тот же «Кармет» выбрасывает в воздух загрязняющих веществ больше, чем все автомобили вместе взятые), чем 4 миллиона автомобилей. Однако на практике все происходит наоборот, так как «хозяева крупных предприятий неприкасаемые, а народ можно «доить».
Проверки на экопостах — это, по мнению юриста, выуживание денег в пользу карманов полицейских. Вместо того чтобы бороться с реальными проблемами, они просто собирают мзду за воздух, используя формальные полномочия, предоставленные им законом.
Кроме того, Сергей Уткин сомневается, что все приборы, которыми пользуются «зеленые полицейские», проверены. «Меня когда-то остановил гаишник и предложил дыхнуть в какой-то приборчик, определяющий алкоголь, - вспомнил юрист. - Я стал фотографировать прибор, попросил документы, и меня сразу отпустили. Это был явно «левый» прибор, приобретенный им на свои деньги. Так что экологические приборы тоже могут покупаться для работы на свой карман».
В общем, советует Сергей Уткин, нужно всегда быть начеку, пользоваться фото-, видеокамерами и... своими правами. «Если водитель не согласен с вменяемым ему правонарушением, пусть требует участия защитника (адвоката), чтобы прямо на месте штраф не выписывали, а назначали рассмотрение на другой день. А на месте только вручали протокол о правонарушении», - подчеркнул юрист.
Автор: Асхат АХМЕТБЕКОВ
Источник: Информационно-аналитический сайт «Республика.kz»