Общественная палата заявила, что цены на продукты в России достигли своего потолка, то есть оказались на грани покупательской способности населения. Еще немного и мы не сможем покупать то, что привыкли есть.
Подробнее об этом ведущие «Утра России» поговорили с экспертом продовольственного рынка Андреем Сизовым.
По его словам, российский потребитель платит за продукты значительно больше, чем житель экономически развитой страны. В среднем, по данным Росстата, примерно 38% расходов Россиян идет на продовольствие. В тех же США эта цифра составляет около 10%, в Европе – в пределах 10-20%. По оценке эксперта, в первую очередь, это связано с уровнем доходов. В России они не столь высоки как в других странах.
Однако по законам рынка, пока платежеспособность населения не повысится, цены должны либо остановиться, либо снизиться. Как уточнил Андрей Сизов, согласно публикациям Росстата, за июнь наблюдается продолжительная дефляция — в среднем продовольственная корзина подешевела. В списке очень много продуктов, в частности молоко, масло, сахар.
Наибольший вклад внесла плодово-овощная продукция, считает эксперт продовольственного рынка. «В значительной степени это сезонное явление, но положительно здесь то, что история с запретом поставок плодово-овощной продукции из Европы не оказало никакого разогревающего влияния», — подчеркнул Андрей Сизов.
По его мнению, с окончанием сезона принципиально ничего не изменится. «У нас всегда была продовольственная инфляция. Дефляция могла случаться, но это было сезонное явление лишь на несколько месяцев в году. Вопрос в темпах продовольственной инфляции. В целом ситуация с ростом цен сейчас далека от критической. И я не думаю, что это произойдет», — заключил эксперт.
«Если посмотреть на десятилетнюю историю, то мы увидим, что у нас есть несколько трендов. Один из них – средний Россиянин начинает зарабатывать все больше и больше. Конечно, не так много как хотелось бы, но реально располагаемые доходы населения до последнего времени росли. При этом потреблялось меньше хлебобулочных изделий, меньше животных жиров, больше растительных. В целом человек питался лучше», — рассказал Андрей Сизов.
С учетом того, что сейчас ситуация с доходом населения стагнирует, доходы снижаются, данный тренд на некоторое время прервется. «Но я уверен, что это временное явление, и через некоторое время эти тенденции, которые мы давно уже наблюдаем, будут только укрепляться», — убежден эксперт продовольственного рынка.
Андрей Сизов также прокомментировал инициативу создания специального фонда, который будет регулировать ценовую политику в зависимости от того, благоприятный год или нет. «Мне эта идея и на уровне концепции не нравится. Говорить о ней пока рано, потому что непонятно, как это будет происходить на практике», — констатировал он.
Пояснил Андрей Сизов свое мнение следующим: «Когда мы боремся или пытаемся регулировать цены на продукты, стоит иметь в виду, что продовольственная инфляция оказывает совершенно разное влияние на различные подоходные группы населения. Одно дело, семья зарабатывает 20 тысяч рублей и тратит на продовольствие 15 тысяч рублей. Здесь действительно ситуация сложнейшая. Другое дело, семья зарабатывает 200 тысяч и тратит на продовольствие 50 тысяч рублей. Это совершенно другая ситуация. Но если мы пытаемся в целом регулировать цены на продовольствие, мы косвенно помогаем и тем и другим. Но зачем помогать семье, которая зарабатывает 200 тысяч?».
Поэтому более разумной представляется идея Общественной палаты о целевой денежной помощи малообеспеченным слоям населения – денежной помощи, которая может тратиться только на приобретение продовольствия, резюмировал эксперт продовольственного рынка.