Модернизация НПЗ обрушит доходы олигархов
Российская «нефтянка» отстает от американской на полвека
На Россию вновь накатывается волна бензинового голода. Медленно, но верно растут розничные цены. По данным мониторинга ИАЦ «Кортес», АИ-80 стоит теперь 23,8 рубля, АИ-92 - 25,56 рублей, АИ-95 - 27,29 рублей за литр. Эксперты отмечают, что дальше будет еще хуже. Сдерживающие административные факторы себя исчерпывают, а экономические регуляторы не действуют.
По данным социологических служб некачественный и дорогой бензин, наряду с недоступным жильем и низкооплачиваемой работой, замыкает тройку самых наболевших российских проблем. На этом фоне роскошь олигархов вызывает крайнее раздражение Россиян. В ответ нефтяная публика рассказывает сказки о высоких ценах на бензин в Европе, мол, «мы же живем в общем конкурентном пространстве».
Конечно, власть понимает, что «золотой» бензин сдерживает рост ВВП, поэтому устами и телодвижениями главы Минэнерго Сергея Шматко, кремлевского смотрящего «за нефтянкой», в очередной раз призвала нефтяные компании к модернизации отечественных НПЗ. В результате этих усилий появились очередное соглашения с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом о том, что старенькие советские НПЗ, ставшие собственностью частных компаний, наконец-то будут модернизированы.
Однако никакие благие соглашения не изменят ситуацию, если это экономически невыгодно ни властям, ни олигархам. И вот почему.
Если обратиться к цифрам 2010 года, то добыча нефти составила у нас астрономические 505 миллионов тонн (по 3,5 тонны на каждого жителя России или более 2000 долларов от их реализации на Россиянина), из них 249 миллионов тонн было переработано российскими НПЗ. Правда, из этого нефтяного моря бензина получилось только 15% - 36 миллионов тонн, и в основном устаревшего А92. Все остальное – солярка и топочное топливо. Это говорит о тотальном использовании в России столетней технологии неглубокой переработки, известной еще в 19 веке.
В то же время в США было добыто чуть больше 350 миллионов тонн, т.е., всего по тонне на американца, а вот бензина (с учетом импорта) вышло 500 миллионов тонн. Дело в том, что американцы, начиная с нефтяного кризиса 1970–1980 г.г., стали использовать на своих НПЗ вторичную переработку - каталитический крекинг, каталитический риформинг, гидроочистку, гидрокрекинг, коксование и т.д. Опыт их радикальной модернизации показал, что глубина переработки нефти запросто обеспечит выход бензина на 42% уровне. Кстати, именно поэтому, «нефтянка» в США оценена в разы больше российской. Так, по данным СМИ, капитализация ExxonMobil по итогам 2010 года составила 417,166 млрд долларов при запасах нефти 11,8 млрд баррелей нефти, а «Роснефть» стоит всего 99 млрд долларов, хотя контролирует 18 млрд баррелей.
В США, кстати, на цели модернизации НПЗ было потрачено 53 миллиарда долларов, у нас, с поправкой на наши объемы, цена вопроса не превысит 15-20 миллиарда долларов.
Понятно, что внедрение «крекингов» и «риформингов» - дело хлопотное. Однако ссылки на более высокое содержание серы в российской нефти Urals (1,3 %) против европейской марки Brent (0,2%) и американской Light Sweet (0,6%), не являются основательными. Конечно, более высокое содержание серы скажется на удорожании переработки, но незначительно (до 5-7%). Поэтому не «инновации» страшат нефтяных царьков. Они прекрасно понимают, что вторичная переработка нефти однозначно поставит крест на их сверхприбылях.
По словам Романа Беседовского, управляющего ОПИФ «Финам Нефтегаз» УК «Финам Менеджмент», объем производства бензина в России в принципе совпадает с потреблением. А это означает хрупкое равновесие спроса и предложения, с элементом «легкого бензинового голода», при котором отсутствуют даже теоретические причины возможного снижения цены на автомобильное топливо. Между тем, реальное инновационное обновление НПЗ в России даст российскому рынку в три раза больше бензина, чем сейчас – 420 литров с тонны нефти после реконструкции против 120 литров бензина на сегодняшний день. И это станет самым настоящим кошмаром для нефтяников, ибо им придется сражаться друг с другом за каждого клиента, снижая цены на бензин и улучшая качество. Проводя параллели, следует отметить, что после модернизации рентабельность американских НПЗ за счет внутренней конкуренции снизилась до 2%.