Вот, вычитал на форуме Винского, просто для информации
Плановые даты поездки: 18 августа - 01 сентября
Плановый маршрут: Москва - Киев - Одесса - Измаил - Констанца - Варан - Созополь - Стамбул - Пловдив - София - Трансфэгэраш-роад - Львов - Минск - Москва. Предполагаемый пробег 6.5 т.км.
Реальные даты поездки: 18 августа - 6 сентября
Реальный маршрут: Москва - Киев - Одесса - Измаил - Констанца - Варан - Созополь - Пловдив - Созополь - Бургас - ДТП - Семья самолетом в Москву - Автомобиль с водителем паромом Бургас-Новороссийск с заходом в Поти (Грузия) - Новороссийск - Самолетом Москва.
===
Все было очень и очень хорошо. Болгария очаровала. Если бы не ДТП в 70 км от Бургаса. При совершении обгона автомбилдь марки ..... произвел столкновение с задним колесом автомобиля Шкода Европа (огромный самосвал типа нашего КРАЗа) совершавшим поворот налево.
Все живы и здоровы, несмотря на то, что ребенок не был пристегнут, так как спал на заднем сиденье. Автомобиль получил тотальные повреждения - вырвала две опоры двигателя, правую стойку, повело оба лонжерона, срезало кусок крыши. Самое неприятное – не сработали подушки, несмотря на трехлетний возраст автомобиля, одни руки и обслуживание на официальных СТО. Надо написать по этому поводу производителю.
Вызов полиции. Составление протокола. Вызов эвакуатора. За транспортировку до Бургаса (~70 км) хозяин эвакуатора берет 200 евро. Звонок в страховую компанию, где застрахованы все возможные риски, в том числе международное расширение КАСКО.
В ожидании, что все дальнейшее, в том числе и четкую программу моих действий возьмет на себя страховщик, я более-менее спокоен. Главное живы-здоровы.
Но страховщик, входящий в тройку крупнейших по РФ, лидер рынка, НЕ ЗНАЕТ ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ. О чем сразу сознается по телефону.
Страховщик предлагает действовать по шаблону который применяется в нашей стране: транспортируй авто до ближайшего сервиса. Им оказывается сарай без имени и названия. Марка моей машины в Болгарии мало распространена и официального сервиса нет. На возможность ремонта своими силами сервисмены смотрят скептически и сразу говорят о том что он займет от полугода и выше. И в целом выражают сомнение в возможности ремонта.
Об этом уведомляется страховщик. Страховщик очухивается и просит сделать калькуляцию повреждений. Ближайший эксперт просит тысячу евро за калькуляцию и объявляет срок ее изготовления в 2-3 недели, на что я не могу согласиться из-за скорого окончания визы.
Изготовленную калькуляцию вместе с лицензиями эксперта необходимо перевести на русский язык, нотариально заверить и почтой передать страховщику для принятия решения о необходимости/целесообразности восстановления машины. Страховщик честно сознается, что на принятие решения ему будет необходимо 15 дней и никак не меньше. Простой расчет показывает, что если действовать по предложенной схеме, то я должен остаться гостем Болгарии еще на полтора месяца в лучшем случае. Это визовые проблемы. Это проблемы с работой, деньгами и многим другим. Это неприемлемо. О чем уведомляется страховщик. На что он отвечает, что все случившееся это исключительно мои проблемы. Услышать это от страховщика, который получил более двух тысяч долларов за полный пакет страховок, было шоком.
Заселение в гостинице Бургаса. Помощь московских друзей оказавшихся в это время в Болгарии и их друзей – болгар. Помощь со всех сторон, только не с той которой должна быть.
Визит в центральную таможню и беседа с начальником на смеси английского и русского языков.
- Вот не понимаю я путешественников из России. Crazy Russian. Зачем вы едете в далекие страны на своих машинах? Даже угон вашего автомобиля в пределах ЕС не даст вам право покинуть страну. Вы знаете, что потеря или кража всего одного номерного знака и вы и ваша машина не сможете выехать из страны?
- Что?
- Водитель регистрирует свой въезд в страну ЕС и тем самым обязуется ее вывезти. Вне зависимости от обстоятельств. Водитель не может покинуть пределов ЕС без автомобиля. Автомобиль не может покинуть пределы ЕС без водителя.
- Как это может быть? Я не могу продать здесь свой автомобиль?
- Можешь. И заплатишь 30% его стоимости в виде налога. Ты можешь заключить с логистической компанией контракт TIR-CORNET и тогда эта компания возьмет на себя обязательство о вывозе твоей машины из пределов ЕС. Ты можешь уничтожить свой автомобиль в специально лицензированной компании за 400 евро и тогда сможешь уехать.
- Я могу уничтожить свой автомобиль сам?
- Можешь. Но его утилизация и разрешение на твой выезд будет стоить тебе 400 евро.
- Есть еще варианты?
- Есть. Ты можешь положить на банковский депозит 30% стоимости твоего автомобиля в качестве гаранта вывоза, далее поставить его на специальную стоянку за 10 евро в сутки и потом покинуть пределы ЕС. Наконец ты можешь переехать границу Болгарии непосредственно на своей машине.
- Но двигатель машины лежит на земле…
- Но ты можешь перетащить ее через границу зацепив за грузовик…
- Но до границы более трехсот километров и Румыния входящая в состав ЕС.
- Поэтому я не понимаю русских.
- Сколько стоит TIR-CORNET?
- Около 2200 евро.
- Ох!
Звонок страховщику и очередное объяснение ситуации. Отказ страховщика оплачивать перевозку автомобиля в РФ. Отказ искать другие варианты. Настойчивость со стороны страховщика в ранее высказанном желании получить калькуляцию из Болгарии. Мой запрос на выезд аварийного комиссара в Болгарию и оценку экспертом страховщика на основании включенных в договор страхования сюрвейерских услуг. Отказ. Еще раз отказ.
Визит в консульство РФ и разговор с почетным консулом:
- Скажите мне, чем я могу вам помочь?
- Мне необходимо переправить семью в РФ.
- С этим мы поможем. Что еще?
- Мне необходим запрос от консульства на имя страховщика в подтверждение отказа оплаты транспортировки моего автомобиля.
- Мне нужно посовещаться по этому вопросу с генеральным консульством в Софии. Я дам ответ позже. Чем еще могу помочь?
- Мне нужен ваш совет. Что делать?
- Покидать страну. С автомобилем или нет. Мы не можем вам помочь деньгами. Но можем помочь с продлением визы на срок до полугода. Вам это необходимо?
- Может быть. Я потеряю работу!
- Я могу еще чем-то вам помочь?
- Спасибо. Пока нет.
Поиск вариантов. Может купить прицеп? Погрузить машину и пересечь границу на нем? Звонок в полицейское управление и консультация. Нет. Прицеп придется оставить перед границей. Может нанять грузовик и вместе с водителем в кабине? Но водитель грузовика должен иметь визы Украины и РФ! Где такого найти? Поиск в газетах объявлений. Нет таких. Нужны еще варианты! Безвыходных ситуаций не бывает!
Может переправить машину морем? Поиск паромов и компаний. Звонок. Еще один.
Из Бургаса в Россию идет единственный паром до Новороссийска. Вдоль турецкого берега с заходом в Грузии в Поти. Более четырех суток.
Визит в компанию владелец парома.
- Мне нужно переправить аварийный автомобиль в РФ.
- Мест на ближайшем пароме нет. Приходите через неделю.
- Мне нужно срочно.
- Ничем не могу помочь.
- Я могу позвонить начальнику центральной таможни из вашего кабинета?
- Звоните.
- …
- Вероятно, мы сможем вам помочь.
- Я могу позвонить из вашего кабинета почетному консулу?
- Этого не нужно. Мы вам поможем. Но это будет стоить несколько больше наших обычных тарифов.
- Сколько?
- Обычная такса 350 евро за автомобиль и 150 за пассажира. За ваш автомобиль мы попросим 430 евро.
- ОК. Я согласен. Но я ограничен в деньгах. Я могу не покупать пассажирское место и спать в машине?
- Четверо суток!?
- Да.
- Но что вы будете есть?
- Я куплю заранее.
- Вы не знаете что такое паром! Четверо суток в разбитой машине это невозможно.
- Вы плохо знаете русских.
- Crazy Russian. К сожалению это невозможно. Вы покупаете билеты?
- Да.
Звонок страховщику.
- Есть возможность транспортировки машины в РФ паромом. Стоимость около 600 евро.
- Мы не можем пойти на такие расходы.
- Консульством РФ готовится запрос в ваш адрес на отказ в оплате транспортировки с вашей стороны.
- Мы будем готовы ответить на этот запрос в двухнедельный срок.
- Меня могут депортировать из страны. Машину арестовать.
- Это ваши проблемы.
- Я буду вынужден подать на вашу компанию в международный арбитраж. Практика подобных заседаний показывает, что в случае конфликта между корпорацией и частным лицом, при прочих равных условиях, решение принимается в пользу частного лица.
- Ммм… мне нужно время для принятия решения.
- Сколько?
- Я вам перезвоню.
…
- Мы приняли решение. Мы готовы оплатить вам паром. Но остальные транспортные расходы будут ваши. Погрузка и разгрузка, эвакуаторы и прочее – ваши расходы. Мы оплатим только паром. Вы согласны?
Покупка билетов семье на чартер до Москвы. Сборы на паром. Очередной эвакуатор. Минипогрузчиком волоком грузят машину на паром. Главное доставить кузов. В любом виде. Прохождение пограничников и таможни. Каждый кто слышит мою историю вертит пальцем у виска. Crazy Russian.
Теперь я знаю что такое паром. Посудина в сто-пятьдесят метров в четыре палубы. Открытое море и полный штиль. Стаи дельфинов. Пекло. Вонь. Паром – единственная ниточка импорта товаров для Грузии и Армении. Со стороны Турции границы перекрыты. Связь с Европой только морем. И сейчас на пароме едет десяток скотовозов в каждом из которых по шестьдесят голов племенного скота. На палубе навоз. Из глаз от запаха потоком идут слезы. Едет еще сто фур, половина из которых рефрежираторы вынужденные охлаждать груз. Людей европейской внешности среди пассажиров четверо. Члены команды со своих палуб носа не показывают. При первом взгляде на еду начинает тошнить. На второй день приходится жрать что дают. Ночью плаваешь в своем поту. Кондиционеры есть только у экипажа. Гальюн – дырка в палубе.
Именно тогда я понял. Человек – живучая скотина. Брезгливость и воспитание остаются в стороне. Ехать таким паромом обычному туристу категорически противопоказано.
Портовый город Поти. Таможенные процедуры, разгрузка и погрузка почти сутки. Осталось еще немного долларов и предварительно договорившись с пограничниками для выхода в город, покупаю на них продукты и пиво. Могут не пустить обратно на паром? Могут. Но грузины, в отличии от болгар, знают кто такие русские.
Цементный город Новороссийск. Таможенные процедуры еще пять-шесть часов. Поздней ночью выгрузка. Пренеприятнейшая новость – чтобы выехать в город я должен вторично растаможить свой битый автомобиль. Что будет мне стоить чуть больше тысячи рублей. Логика на портовых сотрудников не действует. Просто закрывается окно приема документов. Другого варианта нет. Оплачиваю сколько просят не понимая за что. Еще двадцать долларов за выгрузку. Еще пятьдесят за эвакуатор и вывоз с территории порта. Время – четыре утра. Искать гостиницу бессмысленно. Сплю в битой машине под любопытными взглядами портовых рабочих. Окна настежь. В воздухе цементная взвесь.
Семья давно в Москве. Вот и хорошо. Поиск официального сервиса. Нет таких. Поиск эксперта. Заключение договора на проведение экспертизы. Осмотр машины.
- Total annihilation.
- Но вы только взглянули на автомобиль!
- Мне нет нужды детально осматривать. Я эксперт с двадцатилетним стажем. Это тотал.
- Без вариантов?
- Ну почему же? Армян-сервис отремонтирует за три-четыре тысячи. Но через месяц отремонтированное отвалится. Или раньше. Хочешь потерять двигатель на дороге?
- Вы сделаете калькуляцию?
- Да. Приходи через пять дней.
- Мне нужно срочно.
- Когда?
- Завтра.
- Это будет стоить …
- Я согласен.
Заселение в гостиницу. Пять дней без душа! Горячей воды нет. Не беда. Ведь я на Родине. Вместе с грязью кусками отваливается болгарский загар. Спать.
Калькуляция на руках. В соответствии с обозначенной стоимостью ремонта можно купить полтора таких новых машины. Значит тотал. Очень жаль. Забираю вещи из машины. Свинчиваю номера и магнитолу. Оставляю на платной стоянке. Выписываюсь из гостиницы. Еду в аэропорт Анапы на удачу.
- Скорее кладите сумки и пакеты! Что у вас в синем пакете?
- Надувные резиновые изделия.
- Там бутылка с жидкостью.
- Да что вы говорите?
- Это не ваша? Я могу ее забрать?
- Это болгарская мастика. Но как она сюда попала? Нет конечно! Это моя бутылка!
- Сдайте в багаж. И скорее-скорее!
- Конечно сдам. А куда мы собственно спешим? Аэропорт пустой!
- Как куда? Рейс через двадцать минут отправляется.
- Рейс куда?
- Вы без билета что ли?
- Ага. Так куда самолет летит?
- Москва.
- А билеты есть?
- А вон там спросите…
…
- Билеты есть?
- Ага. Восемь тридцать пять.
- Да на этот рейс.
- Вы не поняли. Цена билета – восемь тысяч тридцать пять рублей.
- …ть! А подешевле есть?
- Есть. По пять с половиной.
- А еще дешевле есть?
- Есть по четыре триста.
- А деше…
- Нет. Других нет. Будете брать? Через пять минут закончиться регистрация.
- Да. …ть! Долларами возьмете?
- Нет.
- А обменник есть?
- Нет.
- Возьмите по двадцать рублей за доллар!
- Нет.
- По кредитке продаете?
- Нет. Но есть банкомат.
- Где!?
- На другом конце здания.
Бросаю сумки. Несусь. С ноги слетает сандалий. На обратном пути подберу. Снимаю деньги и галопом обратно. Билет на руках. Подбираю сандалий. Пот катит градом. Пакеты не выдерживают и начинают рваться. Времени упаковывать и заматывать скотчем нет. Увешанный надувными матрасами и зонтами прохожу регистрацию. По летному полю несусь к самолету. Теряю сандалю. Майка и шорты мокрые насквозь.
Через полтора часа приземляемся. Из теплых вещей только футболка. Остальное улетело с семьей. На улице около восьми градусов тепла. Я в сандалиях и майке. Закидываю пляжный зонтик на плечо и топаю к автобусу. Через полчаса - метро. Люди в осенних куртках с удивлением смотрят на мою довольную и загорелую морду. Я – дома.
Отпуск закончился. Завтра наступают трудовые будни. Предстоит долгое бодание и отстаивание собственных интересов со страховой компанией.
Но этот отпуск закончился.
Слава Богу все живы.
===
Основные выводы:
1. В дальнее забугорье ехать на личной машине нельзя. Слишком много рисков. Намного более безопасным является вариант с арендой машины и заключением договора с импортной страховой компанией.
2. Страховые компании РФ не умеют и не хотят учиться работать с клиентами страховой случай которых наступил в дальнем зарубежье.
3. Страна Болгария и ее народ - the best! Без вашей поддержки и участия все было бы намного сложнее. С трудом представляю развитие подобной ситуации например в Румынии.