11. Посмотреть корриду в Каталонии
Каталония стала первым регионом Испании, где будет запрещена коррида. Такое решение местный парламент принял в июле 2010 года. После запрета корриды будет закрыта и знаменитая арена «Монументаль» в Барселоне, на которой 25 сентября прошел последний бой быков, на котором было убито шесть животных. Дешевые билеты на это представление были раскуплены за несколько минут и потом перепродавались с маржой 600%, а окончание шоу ознаменовалось короткой, но яростной дракой любителей корриды с защитниками животных. Скорее всего, примеру Каталонии последуют со временем и другие испанские провинции: по данным социологических опросов, за сохранение корриды выступает только треть населения страны, против — половина.
12. Использовать «непрозрачную» схему при выборе поставщика
Закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 18.07.2011 №223-ФЗ), регулирующий закупки компаниями с государственным участием, вступает в силу с 1 января 2012 года. С этого момента такие компании должны будут на своем сайте в обязательном порядке размещать свою концепцию закупок (пока не совсем понятно, что это такое, закон скуп на определения) и информацию о закупке, а затем проводить открытый аукцион. В принципе (если закон будет полноценно работать) это должно осложнить жизнь монополистам и «карманным» фирмам и помочь независимым поставщикам.
13. Врачу побывать на вечеринке фармацевтической компании и получить подарок
Запрет на такие визиты вводится законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который президент Дмитрий Медведев подписал 22 ноября 2011 года. Жесткая норма предусмотрена статьей 74 нового закона и призвана, по замыслу разработчиков, свести на нет неформальные отношения между врачами и представителями фармацевтических компаний, результатом которых становятся назначения каких-то определенных, как правило дорогостоящих, препаратов, а не их аналогов. В той же статье прописан и запрет на прием врачом медицинских представителей фармкомпаний в рабочее время и на рабочем месте, на получение подарков от них и тому подобные ограничения.
14. Получить шри-ланкийскую визу без подачи электронной заявки
Переполох, вызванный в начале октября информацией о введении с 1 января для Россиян платы за визу Шри-Ланка, сейчас уже немного стих. Взимать плату за получение визы Шри-Ланка теперь обещает только с 1 апреля 2012 года (по последней информации, она будет стоить $20). Зато подавать электронную заявку на получение визы придется уже с первого дня нового года. Ставить ее пока будут по-прежнему прямо в аэропорту Коломбо. Чтобы получить визу, нужно будет иметь при себе ваучер отеля или наличные в размере не менее $15 на каждый день пребывания, а также подтверждение, полученное в ответ на подачу электронной заявки.
15. Покататься на старых автобусах по Кубани
После Нового года у краснодарских автоперевозчиков не будет возможности вывести на линию автобусы старше 15 лет. Общероссийский запрет на эксплуатацию слишком изношенных автобусов предполагалось ввести еще в нынешнем году, но документ так и не был принят. Несмотря даже на то что как минимум четверть машин по всей стране, ежедневно перевозящих пассажиров по городам и между ними, давно перевалила опасный возрастной рубеж. Скорее всего, Краснодарский край станет своего рода полигоном для отработки запрета, который в дальнейшем распространят на всю Россию.
16. Купить экзаменационные билеты для водителей с правильными ответами в Англии
Привычка будущих британских водителей просто заучивать правильные ответы на вопросы экзаменационного теста, вместо того чтобы учить и понимать правила, переполнила чашу терпения Министерства транспорта Великобритании. Поэтому с 1 января купить брошюры с вопросами и списком правильных ответов будет невозможно. Издательствам, которые выпускали такие книжки, отказали в доступе к экзаменационным вопросам еще в сентябре 2011 года, а сами вопросы изменили, чтобы будущие водители не пользовались старыми брошюрами. С октября была запрещена публикация экзаменационных маршрутов, чтобы ученики не могли и их выучить заранее и до автоматизма отработать поведение на коротком кусочке дороги.
17. Поиграть в казино в Киргизии
Парламент Киргизии 29 сентября сразу в трех чтениях принял закон, запрещающий с 1 января 2012 года деятельность игорных заведений в республике. По официальным данным, в стране действует 21 казино и около 3000 залов игровых автоматов. Несмотря на то что ежегодно игорный бизнес приносит в киргизскую казну как минимум $9 млн, парламентарии поддержали предложение президента, решившего объявить войну казино и игровым автоматам. В России борьбу с игроманией начали с создания специальных игровых зон (впрочем, дальше подписания соответствующих документов дело не продвинулось). Киргизия поступила проще — вообще запретила этот вид бизнеса. Было несколько акций протеста, которые, однако, ни к чему не привели.
18. Проехать на автобусе и маршрутке без ГЛОНАСС
Оборудовать весь свой пассажирский транспорт системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS перевозчиков обязало правительственное постановление, обнародованное 30 сентября 2011 года. Отпущенный на выполнение этого требования срок оказался очень коротким: всего три месяца.
Обязательным такое оборудование становится с наступлением нового года, но у перевозчиков есть еще шесть месяцев, в течение которых им в случае чего грозит только штраф (2500 рублей с водителя и 30 000 с юридического лица). С 1 июля 2012 года требования станут жестче: отсутствие навигационной системы будет рассматриваться как грубое нарушение условий лицензирования — со всеми вытекающими. Цены на навигационное оборудование начинаются с 20 000 рублей за комплект.
19. Сполна насладиться телевизионным реалити-шоу в Китае
После Нового года в Китае вступает в силу запрет на показ рекламных роликов во время демонстрации передач продолжительностью 45 минут и более. В сообщении Государственного управления по делам радиовещания, кинематографии и телевидения сказано, что, поскольку радио и телевидение являются рупором партии и народа, а именно средством пропаганды культурной мысли, отказ от рекламы отвечает интересам и ожиданиям общества.
Это не единственное телевизионное нововведение в Китае, которое вступает в силу 1 января. Еще одна инициатива КПК — ограничение развлекательных передач. С 2012 года каждый телеканал имеет право показывать только 2 реалити-шоу в неделю, а общая продолжительность развлекательных программ в вечерний прайм-тайм не должна превышать 90 минут.
20. Запастись 75-ваттными лампочками накаливания в Мексике
Мексику трудно назвать страной, которая идет в авангарде борьбы с традиционными лампами накаливания: свое решительное «нет» страна в лице президента Фелипе Кальдерона сказала им только в конце 2010 года. Зато мексиканское правительство стремительно выходит в лидеры по скорости реализации запретов: на полную замену ламп отведено всего два года. В 2011-м в стране запретили 100-ваттные, с 1 января 2012-го — 75-ваттные, а с 1 января 2014-го — все остальные.
21. Поиграть в гольф по старым правилам
Игрокам в гольф, которые выйдут на поле в первый день нового года, придется помнить, что сразу 8 пунктов правил, которыми они руководствовались в последние три года, были изменены. Новые правила, введенные в действие R&A и the United States Golf Association (USGA), будут действовать тоже три года — с 2012-го по 2015-й, после чего, скорее всего, подвергнутся еще одной корректировке. Правда, нынешние изменения серьезными не назовешь. Скажем, уточнение, внесенное в пункт 1-2, касается разграничения нарушений с пунктом 13-2 — если игрок как-то пытается воздействовать на свой мяч, уже отправленный в лузу, эти его действия могут ограничиваться либо одним пунктом, либо другим, но никак не обоими сразу.
22. Покататься на мотоцикле с двухтактным двигателем в Боготе
Колумбийская столица еще в 2009 году запретила регистрацию новых мотоциклов с двухтактными двигателями — средства передвижения, весьма популярного в Южной Америке. Теперь запрет будет распространен и на их эксплуатацию. Свое решение власти Боготы объясняют борьбой за экологию: двухтактные двигатели гораздо «грязнее» четырехтактных и трещат гораздо громче. Запрет уже вызвал недовольство многих жителей Боготы и пригородов, особенно занятых в обслуживании разбросанных по городу клиентов. Двухтактные мотоциклетные двигатели запрещены в большинстве европейских стран, а также в Китае, Индии, !ии и Танзании.
23. Попросить полиэтиленовый пакет в магазине в Сан-Хосе
Год назад власти третьего по величине города Калифорнии (950 000 жителей) приняли решение запретить супермаркетам, продуктовым магазинам, аптекам и ларькам выдавать покупателям для упаковки товара пластиковые пакеты. Вместо них с 1 января в ход пойдут пакеты из бумаги или из любого другого биоразлагаемого материала. Ресторанам и муниципальным секонд-хендам использование пластиковых пакетов пока разрешено, но никто в городе не сомневается, что со временем нововведения коснутся и их.
Каждый год в мире производится от 0,5 до 1 трлн пластиковых пакетов. Их средний срок эксплуатации — около 20 минут, а средний срок существования — примерно 400 лет.
24. Отпустить ребенка в калифорнийский солярий
Калифорния — первый из американских штатов, который вводит у себя запрет на пользование солярием для детей и подростков до 18 лет. До сих пор «искусственно загорать» позволялось подросткам с 14 лет, причем только с разрешения родителей. Инициатор принятия нового закона, вызвавшего крайнее недовольство владельцев соляриев (посетители младше 18 лет составляют от 5% до 10% их клиентов), сенатор Тед Лию заявил, что стремился оградить молодежь от смертельно опасных доз радиации. А губернатор штата Джерри Браун заявил, что новый закон — лишь первая из целого ряда мер, призванных улучшить здоровье калифорнийцев.
25. Полетать на старых самолетах «Ан», «Ту» и «Як»
После двенадцатого удара часов ни один из старых советских пассажирских самолетов — Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Як-40 и Ту-134, — из которых как минимум на две трети состоит парк региональных перевозок, не сможет подняться в воздух, если он не оборудован системой предупреждения о сближении с землей и столкновении в воздухе. Требование о таким дооборудовании было выдвинуто еще в 2009 году, но на начало декабря лишь несколько «бортов» могли похвастаться обновкой: например, лишь шесть Ту-134 из эксплуатирующихся в России 90 имели необходимое оборудование. В этом вина не только владельцев, стремящихся сэкономить (при остаточной стоимости самолета около $200 000 его дооборудование стоит как минимум столько же), но и фирм, занимающихся переоснащением: они просто не успевают справиться с колоссальным объемом заказов.