Вот хорошая статья по выбору палатки:
Требования, предъявляемые к палаткам, сформировались ещё во времена походов Александра Македонского: водонепроницаемость, ветроустойчивость, небольшой вес, простота установки. Кстати, и формы палаток не так сильно изменились с тех пор... Итак, хорошая палатка должна: надёжно защищать от дождя и снега; обеспечивать хорошую вентиляцию; обладать комфортным внутренним пространством; противостоять сильному (в идеале - любому) ветру; ставиться одним человеком за несколько минут и убираться в компактную упаковку, обладая при этом весом не более 1 кг в расчёте на одного своего обитателя.
В зависимости от сферы применения палатки бывают универсальные, но есть и узкоспециализированные. К примеру, палатки для базовых подземных лагерей в спелеологических экспедициях не подойдут для комфортного отдыха в зимнем альпинистском восхождении - ведь под землёй нет ни ветра, ни снегопада! Также и подвесные палатки-платформы для прохождения скальных стен трудно представить в байдарочном походе. Условия применения выдвигают на первых план разные требования к свойствам. Для ночлега летом в тайге вполне подходит двухскатная палатка без каркаса - главными в таких условиях становятся защита от комаров, непромокаемость, хорошая вентиляция и малый вес. А для велопутешествия по пустыни палатка должна иметь каркас, отличную вентиляцию, ветроустойчивость и занимать в сложенном виде очень мало места. В конце концов, если Вы волк-одиночка, вам наверняка понравится сверхлёгкая палатка-спальник, этакий саркофаг, повторяющий контуры человеческого тела.
Но не будем вот так сразу брать "экстремального" быка за рога. Предположим, что Вы ищите палатку для путешествий с друзьями в любое время года, но в основном всё-таки летом; пешком, по воде или на велосипеде. Допустим, весной Вы каждый год совершаете небольшой байдарочный походик, в августе преступно не отправиться на Кавказ или в Азию, осенью домочадцы жаждут клюквы, зимой друзья иногда уговаривают бросить всё на недельку... Вы хотите, чтобы палатка позволяла комфортный отдых для 2-3 человек, но при необходимости можно было бы переночевать и вчетвером. Для Вас немаловажно, чтобы "дом" прослужил долгие годы; Вы хотите, буквально ввалившись внутрь после борьбы с ураганным ветром и ледяным дождём, перед сном спокойно почитать хорошую книжку, чувствуя себя как за каменными стенами. Современные конструкции и материалы позволяют этого добиться!
Вам придётся выбирать из огромного числа палаток универсального назначения, отличающихся друг от друга формой, материалом, разными конструкторскми ухищрениями и, конечно, ценой. Большинство современных палаток - двухслойные. Внешний тент предохраняет от атмосферных осадков, пространство между ним и внутренней палаткой служит для отвода конденсата, неизбежно образующегося при дыхании. Важно, чтобы тент не прислонялся к ткани внутренней палатки, иначе в таком месте обязательно будет проникать влага. Тент изготавливается из лёгких и прочных синтетических тканей (чаще всего - из нейлона) с непромокаемым покрытием. Важный момент - швы на тенте. В дешёвых моделях швы никак не обрабатывают, и при сильном или продолжительном дожде они начинают протекать. В высококласных палатках производители проклеивают швы специальной лентой. Палатки бывают самых разных форм, порой весьма оригинальных, но можно выделить два крупных течения в "палаткостроении" - "полубочки" и "полусферы". Обоим формам присущи свои достоинства и недостатки. "Полубочки" (ещё говорят "ангар" или "цилиндр") отличаются несколько лучшей обитаемостью, большим полезным объёмом, но при этом страдает ветроустойчивость. "Полусферы" и их всевозможные модификации прекрасно противостоят ветру (некоторые фирмы-производители "продувают" опытные образцы в аэродинамической трубе при скорости ветра до 50-60 м/с!), но имеют меньший жизненный объём из-за сферического свода.
"Полубочки" бывают на двух и на трёх дугах каркаса (бывает и больше, но это - удел огромных, многоместных палаток); всё зависит от размеров и парусности (подветренной площади поверхности). Наличие третьей промежуточной дуги утежеляет конструкцию, но зато повышает прочность и предотвращает провисание тента.
Классическая "полусфера" покоится на двух перекрещивающихся дугах каркаса. На основе классики создано огромное количество гибридных конструкций: от облегчённых одно-двухместных палаток всего на одной дуге до профессиональных "зимних" моделей, каркас которых состоит из 6 и более сложно переплетающихся дуг. Это необходимо для придания палатке более обтекаемой формы и одновременно - для уменьшения площади "парусящего" тента, не опирающегося на каркас. Без инструкции разобраться с постановкой такой палатки бывает трудно...
Основной удар, основные нагрузки принимает на себя каркас. Поэтому не удивительно, что качество палатки напрямую зависит от материала, из которого изготовлен каркас. В настоящее время большинство производителей применяют либо пластиковые стойки, либо трубки из алюминиевых сплавов. Туристы -"самодельщики" советских времён частенько использовали для каркасов титановые трубки, но сейчас титан практически не используется из-за дороговизны. Как, впрочем, никто теперь уже и не шьёт палаток из капроновых советских флагов.
Пластиковые стойки используют в дешёвых "пляжных" моделях, они менее долговечны и ремонтопригодны. Важно отметить, что в высоких горах пластик за 2-3 сезона разлагается под действием жёсткого ультрафиолета и становится очень ломким. Алюминиевые каркасы гораздо более долговечны. Сплав подбирается таким образом, чтобы после снятия нагрузки не оставалось деформации. Правильно подобранный производителем металл и через 5 лет интенсивной работы не принимает форму дуги, трубки остаются абсолютно прямыми и упругими. Есть такой простой тест: собранную пустую палатку надо поднять над землёй за одну дугу - и форма должна сохраняться без каких-либо деформаций. Это важный показатель прочности и упругости каркаса (и лёгкости палатки, конечно). Для удобства сборки все части одной дуги нанизывают на резинку; значительно упрощается процесс постановки палатки, так меньше шансов потерять какую-нибудь часть каркаса.
Каркасы бывают внутренние и внешние, то есть находящиеся под тентом или снаружи его. В условиях сильного ветра удобнее ставить палатку с внешним каркасом. Устроено это так: по граням палатки пришиты специальные резинки, они перекидываются через дугу каркаса одним быстрым движением и фиксируются на крючке на той же грани. Раз-раз! - и обиталище уже готово!
Существует ещё несколько нюансов, отличающих продуманную конструкцию палатки, например, устройство входа. Наиболее прост в изготовлении и долговечен тубус ("рукав"), но вот пользоваться им неудобно. Раньше большинство самодельных палаток снабжалось именно таким входом, но теперь тубус остался только у зимних, "арктических" моделей, где существует риск обмерзания молнии и требуется обеспечить минимальный зазор между влезающим в палатку человеком и тканью палатки - чтобы внутрь влетело меньше снега. Тут уж не до комфорта! Великий полярный исследователь Амундсен, между прочим, едва не стал жертвой одной из первых в истории застёжек-молний. Экспедиция была снаряжена по последнему слову тогдашней технической мысли; в том числе палатка имела свежезапотентованный вход на молнии. Одно не учли производители - зубцы молнии сделали из металла, и в первое же утро полотно палатки пришлось резать ножом, чтобы выбраться наружу. В сырой холодной Арктике на металле выпал иней в несколько сантиметров толщиной!
Обязательное условие для отнесения палатки к разряду "хороших" и уж тем более "отличных" - наличие продуманной системы вентиляции. Через вентиляционные отверстия в палатку не должен попадать снег или дождь. Лучше, если вентиляцию можно открыть или закрыть, не вылезая из палатки.
Под крышей внутренней палатки должна быть пришита специальная петля, на неё можно подвесить газовую лампу или, к примеру, будильник. Немаловажно наличие внутри палатки нескольких удобных карманов.
Палатка должна быть снабжена дополнительными ветровыми оттяжками, причём места их пришива к тенту должны быть усилены накладками. Модели, расчитанные на использование в горах, обычно отличаются специальной "юбкой", пришитой снизу к тенту. Зачем? Всё очень просто: это и дополнительное утепление, отсутствие противного сквозняка сбоку и снизу; это и возможность дополнительно укрепить палатку, засыпав "юбку" снегом или поставив на неё выпиленные из плотного снега кирпичи.