9 февраля 2012, 19:07 Михаил Рубин, Ольга Тропкина
«Единая Россия» начинает ребрендинг
Единороссы рассказывают о вариантах перестройки — от смены названия до ликвидации партии и создания новых политических сил. В любом случае бренд «Единая Россия» умер, констатируют партийцы
В руководстве «Единой России» началось серьезное обсуждение будущего партии власти, рассказали «Известиям» несколько источников в ЕР.
— Речь идет о начале полноценного ребрендинга после выборов президента 4 марта, — подчеркнул один из собеседников.
Необходимость перемен единороссы объясняют просто.
— Совершенно очевидно, что бренд «Единая Россия» умер. Ничего, кроме негатива, он не вызывает. Поэтому теперь о переменах заговорили очень серьезно, — подчеркивает высокопоставленный партиец.
До сих пор тему возможных изменений поднимали только на уровне дискуссионных клубов партии. Высшее руководство каждый раз не давало хода таким обсуждениям. Так, еще в январе замсекретаря президиума генсовета ЕР Юрий Шувалов заговорил о делении фракции в Госдуме на три части — либеральную, социальную и патриотическую. Однако тогда руководство идею не одобрило. Теперь же ситуация изменилась.
— Тема не вызывает аллергии на высшем уровне, — заявил Шувалов «Известиям».
Сейчас рассматриваются несколько вариантов дальнейших действий — от относительно умеренных до самых кардинальных, утверждают в партии. Возможен сценарий, при котором «Единая Россия» сменит название и некоторых руководителей, однако партия в общем останется монолитной. Наличие такого варианта «Известиям» подтвердила социолог и член партии Ольга Крыштановская.
— Ребрендинг, безусловно, будет, — говорит Крыштановская. — Мы должны провести работу над ошибками, разработать внятную идеологию, и еще должен появиться лидер. Надо выйти из этого состояния киселя, когда во главе ни Путин, ни Медведев, ни Грызлов.
Она предлагает выбрать лидером нового главу фракции ЕР в Госдуме Андрея Воробьева, который в последнее время отметился яркими выступлениями с парламентской трибуны.
Вариант формального сохранения партии и деления на идеологические фракции в Госдуме тоже актуален, говорит Юрий Шувалов.
— Этот вопрос может быть решен уже осенью. Пока тема находится на стадии осмысления всей партией, — отмечает он.
Третий вариант еще совсем недавно казался фантастическим, однако сейчас его на полном серьезе обсуждают в руководстве, рассказывает один из единороссов на условиях анонимности. По его словам, речь идет о фактической ликвидации «Единой России» и создании на ее месте нескольких новых политических сил.
— Вариант с созданием новых партий обсуждается, — говорит партиец. — Они могли бы появиться по принципу наших клубов — либерального, социального и патриотического. Еще одна возможная база — «Народный фронт», он тоже может быть использован под новую партию.
В пользу деления «Единой России» — возможность охватить весь электорат, который голосовал за партию в прежние времена, рассуждает собеседник, близкий к администрации президента.
— Но с практической точки зрения это тяжело. Контролировать потом такую неповоротливую конструкцию, как несколько вошедших в коалицию партий, очень трудно, — приводит он сомнения, над которыми размышляют архитекторы перестройки ЕР.
Глава центра «Петербургская политика» Михаил Виноградов считает, что окончательное решение о судьбе партии будет принято уже после выборов, а пока в «Единой России» просто гадают о своем будущем.
— Главная проблема заключается в том, что основные заказчики просто забыли о партии. Руководство страны старается обходить тему — это было видно на встрече Владимира Путина с политологами, — отмечает эксперт. — Понятно, что единороссы нервничают и пытаются что-то предложить — вдруг начальство ждет именно этого.