Объяснить, почему так получилось, проще всего на примере. Допустим, в городе живет некий офис-менеджер, регулярно натыкающийся в газетах на информацию о гаишниках, которые в сговоре с медработниками вымогают деньги за "пьянку" даже у трезвых водителей. И вот однажды вечером после работы перед ним встает выбор - выпить кружку пива с коллегами перед поездкой домой в надежде на "промилли" или поостеречься ГИБДД. В таких случаях, как и до введения разрешенного уровня алкоголя в организме, чаще всего побеждает здравый смысл.
Другая ситуация: поселок городского типа N в двухстах километрах от ближайшей федеральной трассы, ночь, веселая компания, магазин далеко, но за "добавкой" можно слетать на "тачке". Местные гаишники на этих дорогах редкость, поэтому этанол в крови если и будут определять, то уже в больнице - когда пьяная поездка закончится аварией. И тут уже не важно, 0,3 промилле было у водителя, или больше.
Более того, по мнению ряда экспертов, появление "разрешающего" уровня алкоголя в крови на самом деле не содержал в себе никаких послаблений для автомобилистов. Наоборот, отныне недобросовестные работники ГИБДД при медосвидетельствовании могли руководствоваться исключительно показанием приборов: если содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе превышало отметку в 0,15 миллиграммов на литр, водитель автоматически признавался пьяным.
Между тем, согласно пункту 16 "Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством"****, признать водителя нетрезвым можно только при наличии клинических признаков опьянения в дополнение к положительным результатом анализов. К ним относятся нарушение координации движений, неадекватное поведение и тому подобное.
Клинические признаки опьянения в таких случаях крайне важны. Ведь любой автомобилист "грешен" от рождения – в человеческом теле присутствует эндогенный, то есть природный этанол. Причем о том, в каком количестве он содержится в наших организмах, единого мнения у ученых нет. Согласно одним исследованиям, его концентрация обычно меньше 0,1 промилле, по другим - 0,2 промилле, третьи источники утверждают, что фоновое содержание спирта в крови некоторых из нас может достигать и 0,3 промилле.
Так что теперь, когда из "пьяной" статьи КоАП вновь убрали границу по промилле, некоторые сотрудники ГИБДД начнут с удвоенным энтузиазмом признавать пьяными всех водителей, содержание алкоголя в организме которых отличается от "абсолютного нуля". Поэтому автомобилистам нельзя забывать, что формальный порядок медицинского освидетельствования президентские поправки не отменяют: клинические признаки по-прежнему имеют такой же вес, как и концентрация этанола в организме водителя - согласному все тому же 16-у пункту "Инструкции".
Но есть одно "но": в Минздраве, который разрабатывал эту инструкцию, за несколько дней до вступления в силу поправок неожиданно решили, что при определении состояния опьянения клинические признаки учитывать больше не нужно. Врачи, как говорится в разъяснении Минздрава, распространенном 4 августа, теперь "будут определять состояние опьянения исключительно по содержанию алкоголя в выдыхаемом воздухе". Если же водитель окажется не согласен с результатами проверки, то он сможет "потребовать провести анализ крови".
Автомобилистам с высоким эндогенным уровнем алкоголя в организме Минздрав советует не соглашаться с результатами медосвидетельствования и обращаться в территориальные медицинские комиссии, которые будут рассматривать такие дела в 10-дневный срок. Доказать свое "природное" опьянения водители смогут с помощью соответствующих справок от врачей.
На основании чего было принято такое противоречивое решение - неясно. Ведь формально, по действующим инструкциям, врачи обязаны учитывать наличие или отсутствие клинических признаков опьянения. Не отменяет их и проект приказа Минздрава от 2 августа, в котором вносятся изменения в пункты 15 и 16 инструкции по медосвидетельствованию, и который до сих пор не подписан.
Складывается впечатление, что, добавляя и убирая промилле из КоАП, законотворцы и медицинские чиновники все сильнее запутываются сами и запутывают окружающих, попутно создавая новые "кормушки" для недобросовестных инспекторов ДПС. Чему будут следовать "гаишники" и врачи в "прикормленных" медпунктах - неудобным для них инструкциям или спорным "разъяснениям" Минздрава - предположить, увы, несложно...
Проблема лишь в том, что злостные нарушители, позволяющие себе садиться за руль в нетрезвом виде, по-прежнему будут игнорировать любые запреты и инструкции, откупаясь от "гаишников" многотысячными взятками или "правильными" корочками.