Плюсану, от туда же:
С сегодняшнего дня таможенные пошлины на ввоз автомобилей начали постепенно снижаться. Однако желающим приобрести иномарку подешевле не стоит обольщаться: как уже известно, внутренних производителей защитят с помощью утилизационного сбора, который вступит в силу с 1 сентября. Таким образом, у крупных перегонщиков подержанных автомобилей из Европы, США и Японии есть ровно неделя, после чего их бизнес отправится в неопределенность. Ровно столько же времени и в распоряжении частников, чтобы воспользоваться недельным послаблением.
Действуя в рамках подписанного протокола, в России начали уменьшать так называемые «антикризисные» пошлины на импорт товаров, введенные в 2009 году. В том числе это затронуло транспортные средства: сейчас «растаможку» снизили с 30% до 25%, затем, в течение семи лет – до 15%. Однако возможное падение цен на автомобили после вступления РФ во Всемирную торговую организацию компенсирует утилизационный сбор. При этом перспективы рынка экспертам видятся туманными.
Дешевые иномарки из ТС в Россию завезти не получится
Ситуацию серьезно «подогревает» еще и неопределенность стран-участниц Таможенного союза, где утилизационный сбор введен не был, а таможенные пошлины начнут катиться вниз вслед за российскими ставками. Уже с сегодняшнего дня примут единые тарифы Таможенного союза, которые будут регулировать ввоз транспорта на территорию партнеров России – Белоруссии и Казахстана. На рынок, по мнению экспертов, может хлынуть волна автомобилей из стран ТС.
«Обязательно. Это очевидно: как только откроется таможенная брешь, туда тут же хлынет огромный поток товаров. Подержанные автомобили «поедут» в Россию из Белоруссии и Казахстана», - отметил в беседе с AutoNews председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Впрочем, на защиту российского рынка, вероятнее всего, направят именно утилизационный сбор, считают эксперты. Причем, вопреки прежним договоренностям, дополнительную плату могут начать взимать с автомобилей из Белоруссии и Казахстана.
«Я так понимаю, что утилизационный сбор будет браться с тех машин, которые ввозятся из-за рубежа, значит, подержанные иномарки из Белоруссии также попадут под него», - предположил председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.
Утилизационный сбор со временем превратят в «растаможку»
Что примечательно, с вступлением России в ВТО у властей останется лишь единственный способ защитить внутренний рынок. Учитывая тот факт, что размер утилизационного сбора для физических лиц составит всего 3-5 тысяч рублей, отечественных автопроизводителей будут поддерживать только с помощью увеличения ставок сбора. Таким образом, когда через 7 лет таможенные пошлины снизятся до минимума, утилизационный сбор полностью займет финансовый «пробел».
«В ВТО свои правила игры, и если Россия захочет фактически оставить таможенные пошлины, просто назвав их по-другому, ее ждут санкции. Так что возможности такого маневра сильно ограничены. Думаю, что утилизационному сбору не удастся защитить отечественный автопром», - считает Виктор Похмелкин.
«С учетом того, что мы больше не можем назначать какие вздумается таможенные ставки, УТ-сбор станет единственным инструментом воздействия – и его будут активно использовать», - сообщил AutoNews руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов.
«Скидки» для частных перегонщиков не повлияют на рынок
Более низкие ставки утилизационного сбора для физических лиц вкупе со снижающейся «растаможкой» не смогут повлиять на рынок в целом. По мнению экспертов, авторынок сможет поглотить те случаи, когда автомобили пригоняются «для себя».
«В какой-то степени это повлияет, конечно, но немного. Я думаю, что число людей, готовых самостоятельно ввозить машины, будет ничтожно мало. А вот бизнес на этом построить нельзя – расценки уже другие. Если не будут изобретены серые схемы ввоза подержанных иномарок, то на рынке это не сильно отразится», - рассказал AutoNews аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
На ситуацию повлияет не только незначительное количество частных перегонщиков, но и жесткая привязка к рынку новых машин. Если увеличится стоимость одних, значит, вырастут в цене и другие, считает руководитель отдела маркетинга автомаркета «Формула 91» Михаил Лезжов: «То есть даже если цена на ввозимый самостоятельно автомобиль будет небольшой, на вторичном рынке в России он будет продаваться по среднерыночной цене. Больше маржи будет доставаться бизнесу, вот и все».