Всем доброго дня! Оглашу немного факты для думающих людей о масле и моторе.
Поехали?) Судя по русифицированому ремонтному мануалу / хотя полного доверия им нет замечены вечные проблемы перевода и подмены тех данных от английских оригиналов / масляные зазоры на коленвале, шатунах у мотор 1GR и 2TR практически схожи, отличие в масляном зазоре цилиндра 0.009-0.051 и 0.019-0.052 соответственно.
Масляный зазор цилиндра у 120 ки 0.060-0.102 , у 150 0.009-0.051 разница в ДВА раза! в 120 ку 40-50 вязкость уместна, хотя на основные рынки английский мануал пишет 30 ка, а в 150 я считаю 40-50 излишне потому что есть муфты ввти и др!
Рассматривать масляные зазоры цилиндра не имеет смысла. Очевидно, что там работает абсолютно любое масло. В холодном моторе вязкость масла в десятки и даже сотни раз больше чем в прогретом и этот факт никак не влияет на работу мотора, муфт ввти и др. На прогретом же моторе отличие вязкостей w20 и w40 гораздо меньше.
Где рабочая вязкость действительно важна, так это в коренных подшипниках. Попалась вот такая заокеанская таблица:

Здесь в левом столбце зазор коренных подшипниках в ДЮЙМАХ, а температура в фаренгейтах.
160F - это 75 градусов цельсия, туда вообще не смотрим. Over 220F - это более 104 градуса, туда стоит смотреть, если кто-то таскает тяжелый прицеп, гоняет 150+ на юге, ездит в горах или лазит груженый бездору.
Для обычных людей столбец 160F-220F
Согласно мурзилки номинальный зазор в коренных подшипниках (кроме третьего) для 2TR,
0,024..0,038мм или 0,0009..0,0015 дюйма для чугунного блока. То есть можно лить даже w10 если бы не шатунные вкладыши

(см ниже)
для 1GR
0,026..0,046 или 0,001..0,0018 дюйма, смотрим в алюминиевый блок - получается w20 для лайтовых условий вполне можно.
Проверяем, а что там с шатунными шейками (которые в таблице STEEL ROD). У обоих моторов номинал 0,04..0,066 мм, или 0,0016...0,0026 дюймов
А тут получается между w20 и w30.
Вобщем, "теория" из таблицы совпадает с практикой - вязкость можно лить какую угодно, начиная от w20. Я сам на юге лью 5w30 зимой и 10w40 летом.