Пускай сейчас меня закидают тапками и табуретками, пускай с пеной у рта будут доказывать «да у меня же ездит», но я все же, позволю себе высказать несколько мыслей. Данный пост имеет отношение не только к Прадо, но и ко всему семейству подобных, разных марок. Как понимать «подобие» думаю, станет понятно из этой статьи. Так уж сложилось, что после определенных событий в жизни, я сумел совместить любимое увлечение(охоту), и работу. Охоту глубокую, одиночную, душевную, самых сложных типов.
Дабы призадумавшись, читатели опустили приготовленные табуретки, немного опишу опыт: Есть определенный сектор леса, который по определенным причинам, можно назвать «своим». Соответственно в течении более 14 лет, на одних и тех же дорогах, которые видоизменялись с течением сезонов и времени, потом снова ровнялись лесорубами, потом снова убивались ими же, шла эксплуатация данных машин. Не «по выходным», а по пол года суммарно в году, когда машины видели только бездор, когда задачей стоит «доехать без приключений и ВЕРНУТЬСЯ СВОИМ ХОДОМ». Итак:
Нива 213: резина вли-5 и шоссейка+цепи
Шнива: лифт под 29 мудричи, лебедка, силовой обвес
Буханка: мудричи, передний самоблок, лебеда
Уаз-Хантер: силовой обвес, лифт, 33 муд, два грамотных самоблока
Уаз-Козлик: 37 колеса, лифт+резка, силовой, 2 лебеды, очень много наворотов, все сделано руками, многое на заказ, масса мыслей и расчетов по теоретической части
ГТС – сток
Трелевочник советский – сток
Арго - 8х8, гусянка, всевозможные навороты
Квадра – все вплоть до бедлоков, любимая игрушка у знакомого
Беларусь – сток
Гостевые машины я не пишу, был, пожалуй, весь парк, вплоть до лифтованного Хаммера.
Есть определенная статистика, есть определенные мысли, пишу данный текст для того, чтобы постараться объяснить начинающим в данной теме определенные аксиомы, и сберечь их нервы, деньги, и минимизировать стоны «вытащите меня» около машины сидящей в колее.
Первое, и самое главное, надо понять, что у тебя НЕ ВНЕДОРОЖНИК. Увы, ах, уязвленное самолюбие, пена у рта, но – факт… эпоха внедрожников ушла в прошлое. Осталась пара динозавров: УАЗ и Деф, буханка еще… патруль, ланд мостовой, и то, эти современные машины просто жалкое подобие, того, что они должны из себя представлять в стоке для бездора. Откидались табуретками?
А теперь давайте начнем по порядку.
Любое грамотное построение, или оценка внедорожных качеств, начинается с теории, с теории движения автомобиля в данных условиях. Удивлю некоторых персонажей, но в СССР на этой теме люди защищали докторские, и все давно известно и испытано. Современные гонщики-бездорожники, просто собственными шишками узнают тоже самое, а потом «по большому секрету делятся»
Давайте будем рассматривать Прадо, ибо форум об этой машине в том числе. Есть определенные параметры машины, которые очень сложно меняются тюнингом, а именно:свесы, общая геометрия, давление на грунт. Приведение данных параметров к внедорожным – убьет шоссейную машину, «среднее» поедет плохо везде.
Впрочем, что же я все о теории, давайте начнем конкретизировать.
Ставим задачу: Леса и лесные дороги СЗ региона, автономно, без сопровождения, проехать ТУДА И ОБРАТНО 40км, выйти без повреждений ходовой и двс, и так минимум 2000км(именно по лесу) за год. Причем не в режиме «Доехать до финиша и умереть», а в режиме «всегда езжу без гимора как на трамвае, многие годы».
4х4: Слишком мало. 4х4 это минимальная колесная формула, позволяющая преодолевать бездорожье, из-за развесовки близкой к 50х50 на 2 оси, общей своей геометрии, для серьезного бездорожья – минимальный вариант. 6х6 – куда интереснее… в разы.
Пятно контакта: самое узкое и неприятное место, не буду утомлять расчетами, но вкратце поясню, что Прадо весом в районе 2 тонн, адекватно поедет только на резине типа 36х12.5 и выше, причем не по слабонесущим грунтам типа болота, а по достаточно плотным. Остальное – компромисс и пародия. Подобные колеса же – убьют машину(но об этом позже).
Подвеска: самая разумная подвеска внедорожной колесной техники это полностью независимая, БТР называется но подобная подвеска практически нереализуема в легковом транспорте, на уровне надежности для бездорожья, при использовании больших колес. Реализовать можно, но вес машины вас неприятно удивит. Зато данная подвеска обладает лучшей управляемостью, удерживанием траектории, частично компенсирует недостаток в этой конструкции клиренса и геометрии, и при грамотном пилотировании дает очень ощутимый прирост в проходимости. НО: слаба для бездорожья, рычаги подвески и масса резинок – очень уязвимые места, рычаги банально гнуться от ударов, резинки(особенно на шрусах) не любят абразивные жидкие среды особенно в -20 вкупе с булыжниками и бревнами.
Вариант зависимой подвески куда надежнее, подобные машины способны терпеть куда большие нагрузки и удары, но пилотируются такие машины хуже, зато обладают хорошим конструктивным клиренсом и геометрией, отсутствием «лыжи защиты» на которую садятся другие, соответственно более легко извлекабельны лебедкой, лучше «раскачиваются». Возможность установки бортовых редукторов еще больше повышает проходимость.
Защита: Многие гордятся «лыжой», но «лыжа» это практически приговор для проходимости. Да, в конструктиве той же Прадо она необходима, т.к. иначе машинка просто будет банально сломана, но лыжа исключает массу приемов вождения в бездорожье, оставляя только преимущества независимой подвески, да и то только спереди.
Свесы и межосевое расстояние: любое приближение авто к компоновке «квадрат», когда мосты стоят близко друг к другу ведет к отвратительной управляемости на высоких скоростях. Удлинение же колесной базы, практически ставит крест на проходимости. Компромисс? – везде и всегда, и не в пользу бездорожья. Свесы же разумны более 50 град, при полном отсутствии кстати, пыльников, что неприменимо к гражданским легковым автомобилям.
Колеса: Для внедорожника важен не только общий диаметр колеса, но и соотношение размера диска и размера колеса. Чем более «низкопрофильна» резина, тем меньше она приспособлена к бездору как по ходовым качествам, так и по умению переживать большие нагрузки. В тот же момент «низкопрофилька» добавляет ощутимо управляемость на высоких скоростях. Отправной точкой, за которой начинается качественное улучшение проходимости является соотношение 36 колесо \ 15 диск. Соответственно ввиду конструктивной особенности суппортов Прадо, это 37\17. Смертельный приговор для трансмиссии. Второй подводный камень: крепость резины. Резина способная пережить эксплуатацию в бездорожье всегда много весит, и отвратительно балансируется, либо не балансируется вовсе. 700грамм грузиков на колесо –не вызывает удивления. Есть «компромиссно-понтовые» варианты аля Гудрич и прочая братия. Подобная резина не выживает в бездорожье. Да, ездить-то на ней можно, только вы уверены, что в машину влезет 3 запаски? А почему три? А потому что подобная резина не переживает боковые порезы\разрывы, и заделать ее в полевых условиях – малореально, можно только переодеть на диск эфиром или компрессором. Не в качестве рекламы: Interco Irok, посмотрите мин размер в котором она бывает, посмотрите сколько весит, и вот она-то это 500-1200гр на колесо грузиков, трасса – печалька и ужас, а не поездка. Зато одной запаски хватило на 3 сезона. Ни разу не возникла необходимость во второй запаске.
Вода: Убийца машин в бездорожье. Вывод сапунов под капот не является решением проблемы. Даже принудительная подача воздуха в агрегаты не решает эту проблему полностью. Все просто: верхом наивности стоит полагать, что «да я тут на Прадо, закрайками, везде проскачу без остановки» Остановитесь, даже подготовленные машины останавливаются. И остановка будет в луже с вероятностью более 90%. А мосты у вас теплые, а идеально герметичных резинок не бывает, какие бы чудо сальники вы не ставили, особенно после «жидкого абразива», рано или поздно помрет любой сальник. И ваши редуктора-раздатки-кпп-ступицы, остывая, начнут засасывать в себя воду и песок, понемногу, сразу не умрет ничего. Умрет потом, агрегатами. Единственный способ борьбы у неподготовленных машин: замена масла сразу после бездора. От убитых резинок не поможет, но продлит агонию трансмиссии. Стоимость трансмиссионки в Прадо всем известна, по карману бьет ощутимо.
Колодки\диски: расходники, не от ТО до ТО, а за несколько выездов. Абразив убивает колодки быстро, заодно помирать начинают диски, биение при торможении практически «фича» всех машин, кто регулярно бывает в бездорожье. Суппорта поспевают за дисками.
Бензобак: если стоит в салоне: то страшно и воняет, а если внизу: мнется и протыкается. Конструкцию Прадо все знаем, бензобак с его трубками – смертник, даже с защитой.
Глушитель: ВСЕ, повторюсь, ВСЕ должно быть убрано ВЫШЕ уровня рамы. Любой выступ ниже рамы рано или поздно гарантирует новые ощущении от попытки отравления угарным газом или оторванным агрегатом. Более того, выхлопная труба должна быть защищена, иначе она умрет скорее всего первой.
Кузов: Самое больное место. Надо или изначально смириться с тем фактом, что кузов вы убьете и машина далее будет «непродавабельна», или кататься только по сухим солнечным дорожкам. Никакие расширители, чудо пленки, супертефлоны не помогут. Абразив сделает свое черное дело, повреждения всего низа(пластик, крылья, двери) машины в колее рано или поздно гарантированы( «проскочу аккуратно» не всегда бывает
и в основном по первости как раз и мрет кузовня), ветки – будут, бревна и пни, увы тоже. Конечно вы опытнейший водитель и не поедете на пень, более того, ногами разведаете путь впереди. Только вас на этот пень потащит, против вашей воли, и оденет на этот же пень кузовом. Да не всегда, только кузову много и не надо…
Салон: вы уже купили рифленый алюминий? Нет? А зачем собрались в бездорожье?
Салон убивается даже при чехлах, мойках, аккуратности, переодеваниях. Речь не только о грязи, речь о том, что рано или поздно вам придется выйти из машины, и провалиться по пояс в колею, а потом отряхнувшись и поматерившись – сесть на место, т.к. это был уже третий сменный комплект
Выживает только кожа(отобранная на разборке у иномарки), пол салона и бока – алюминька, салон устроен так, чтобы мыть ведром воды. Алюминий становится царапанным и матовым, коже тоже не сладко, но хоть немного чисто и хоть какой-то внешний вид.
А теперь, уже сев на табуретки, одев на место тапки, начинаем думать
, на тему «а че сделать с Прадой»
Японские инженеры вовсе не дураки, а очень умные люди, нагрузки на трансмиссию они конечно считали с запасом, и с большим, но замена 30 на 37 дюймов вызовет смерть трансмиссии, при лифт и управляемость я также молчу. Причем есть еще одно узкое место: количество зубиков на шестеренках, сиречь передаточное число. Даже при замене 30-32, уже вся трансмиссия машины начинает работать на пределе разумного. Да, оно поедет, только неэффективно. А при увеличении веса и диаметра колес, пойдет самая подлая поломка: изменение структуры металла. Т.е. снаружи – як новый, а внутри – смертник. Полуось или шестеренка, и в какой именно момент она умрет – неизвестно никому. Тоесть при выборе размера колес разумно остановиться на 31-32. Соотвественно – мин лифт или вообще без него.
Блокировки – сказка про проходимость. 100% блокировка гарантирует скорую смерть трансмиссии, самоблоки «вещи в себе», с большим преднатягом – опять подбираемся к смерти трансмиссии, с малым – малоэффективны. Причем самоблок включается резко, выдавая ощутимейший удар по всей трансмиссии. Да, едет с ними лучше чем без них, но плата за это - ресурс, вкупе с изменением структуры металла. Для машины, которую изначально выводить из стока неразумно, самоблок очень спорное решение, в особенности в переднем мосту, т.к. управляемость при его включении пропадает.
Лебедка: дважды сказка. Применение лебедки более 9000 фунтов достаточно опасно для тех же рычагов передней подвески и крепежа заднего маста. Банально – отрывается. В тот же момент 9000 фунтов на втором витке не всегда потащит эффективно на лыже. Т.к. перед мордой машины будет бруствер из грязи. Для грамотной работы с лебедкой нужен мощный генератор, и 2 аккума. + лебедка это доп вес на морду машины порядка 100 кг(вспоминаем про управляемость на трассе). Как компромиссный вариант для легких «засад» - съемная лебеда, она обладает огромным преимуществом: ее можно поставить сзади! Т.е. не проламывать машиной говны и бревна в попытке выбраться на сухое, а вытащиться своей же колеей назад, развернуться и уехать, поняв, что тут машина будет похоронена.
Хай-джек: не сказка, одно из самых эффективнейших средств преодоления бездора. Но средство медленное, очень в процессе эксплуатации грязное и тяжелое само по себе. Более того, и так уже неровно стоящая машина, поднятая джеком более чем на 50см, начинает съезжать и двигаться в большинстве случаев, даже при захвате через спец-приблуду за колесо. В половине из этих случаев, по недосмотру(не заблокированы колеса), или из-за геометрии самой «засады», хайджек упрется в кузов и сделает здоровенную вмятину, и не поможет ничего. Мгновенно машину не скинуть, руками джек не удержать. Ах да, кузов мы ведь уже «похоронили», я забыл
Цепи: попытка влезть на елку не оцарапав попу. Они прекрасно работают на лесозаготовительной технике, но не на легковых авто. Процесс одевания цепи грязен, эротичен, и дюже долог. Цепь необходимо все равно постоянно подтягивать. Причем рано или поздно, даже цепи сделанные на заказ так или иначе съедут с колеса или разорвутся. Далее умрут тормозные шланги как минимум(их пообрывает цепь), заодно прихватив с собой все что попадется по пути.
И морально подготовиться к смерти порогов, пластиковых бамперов, мелким царапкам на кузове, оторванным пыльникам, и немного засранному салону… зато и на трассе машина порадует, и проживет долго. Это все будет, если ездить, аккуратно, со скоростью печального ежика, шугаясь любой колеи.
PS. Это я все к чему, это я Праду купил… сам же буду ставить 32 резину и лебедку съемную… тоже ведь руки чешуться…
PSS. (кратко о других)
ГТС – жрет много, едет везде и очень хорошо, но очень медленно. Если засадить в торфянике, извлекается только посредством собратьев схожего с ним веса и характеристик
Трелевочник советский – медленно, но везде, жопе очень жарко сидеть на дизеле.
Арго - 8х8, гусянка, всевозможные навороты. Продали какому-то дураку, и слава Богу! Избавились… стихия этой пластмассовой поделки за лям - затопленное поле перед домом, все. Из-за широкого днища, да еще вся пластиковая, едет в бездоре отвратительно, а резиновая гусянка – это не более чем игрушка.
Квадра – все вплоть до бедлоков, любимая игрушка у знакомого. Только 2 человека, очень сыро и холодно, очень грязно, усранный на ней с головы до ног. Тяжелая довольно, колеи боится, терпимо откапывается и вытаскивается лебедой, игрушка вообщем по большому счету, напрыгаешься на ней, накопаешься, угаженный весь, промокший, дальше хочется только домой и спать, охотиться не хочется.
Беларусь – а он всегда работает и ползает. Но подлец, в торфянике все равно тонет
на не сразу